Зачем мужчинам зрелого возраста рассылают повестки, услышал рассказ о вопиющем случае с череповецким призывником и узнал, будут ли в наших вузах военные кафедры.
«Это норма!»
- Давайте с общих изменений в армии начнем? Есть они?
- Конечно, есть! В последние два года, после назначения нового министра обороны, многое в армии стало по-другому. В стране изменилось отношение к военно-промышленному комплексу, улучшается техническое оснащение вооруженных сил, растет социальное обеспечение военнослужащих, зарплата поднялась.Так что действительно многое делается. Но если делается с одной стороны, то и с другой тоже должно что-то меняться. Качество производимой нами – военкоматами - работы тоже должно быть.
- Тогда сразу хочу спросить про повестки, которые присылают тем, кто уже отслужил. Как-то много их в последнее время. Страна к чему-то готовится?
- Во времена прошлого министра, Сердюкова, был застой в некоторых вопросах. На многие вещи не обращали внимание, на что-то смотрели сквозь пальцы. Сейчас все это приходится наверстывать. Что же касается частичной или полной мобилизации, то она объявляется только президентом страны. И пока он не издал такой указ, никакой мобилизации, конечно, не идет.
- Получается – то, что сейчас делается в плане сбора резервистов – это в порядке вещей?
- Нам приходится оповещать тех, кто в запасе, приглашать их сюда. Кому-то выдавать мобилизационные предписания, у кого-то просто уточнять военно-учетные данные. А то люди стали забывать, что такое вооруженные силы, и какое запасники к этому имеют отношение. Это как в школе: решили, что это не пригодится в жизни, и быстро все позабывали.
- То есть переподготовка нужна?
- В армии идут изменения качественного порядка, и те, кто в запасе, тоже должны учиться, проходить переподготовку. Нужны сборы. В центральных печатных органах Минобороны говорилось, что будет проходить переподготовка. А вот где и когда – пока не сообщается. Сам черпаю эту информацию из центральной прессы. Это будет решаться не на нашем уровне. А мы никого на сборы призывать не собираемся.
Контрактники важней «дедов»
- Ну а когда в России уже все-таки будет контрактная армия?
- Постепенно. Постепенно наши вооруженные силы будут переводиться на контрактную основу, а призыв станет сокращаться. Один из основных вопросов у нас сейчас – это сбор контрактников. Это реальное дело для тех, кто желает служить. Мы большое внимание уделяем той категории людей, которые не могут подыскать себе работу, не могут найти себе применение. Сами знаете, что у нас в городе идут большие сокращения на предприятиях. А вот на Северном флоте 30 тысяч платят «первоконтрактникам» (тем, кто подписал контракт на первые три года службы– Прим. Ред.) Боевые дежурства, походы - это дополнительная денежная надбавка. А еще и северный коэффициент! К концу третьего года там уже по 45 тысяч получают!
- То есть от идеи всеобщей воинской службы мы все-таки уйдем?
- Техника становится очень сложной. Из своей практики знаю, что за год ее освоить ее и стать специалистом практически невозможно. Поэтому нынешняя служба - это скорее подготовка мобилизационного резерва. За год они хотя бы узнают, что такое военная служба. Как держать автомат и как подойти к технике.
- Техника, говорите, сложная… А дедовщина в нынешней армии есть?
- Условия службы сильно изменились. У многих еще остается представление о тех вооруженных силах, где одним из основных бичей была дедовщина. Этот страх остался до сих пор. Но призывники нынешние не то чтобы приходят в восторг, но остаются очень довольны. Внесены изменения в закон о воинской службе. Тот, кто не прошел ее, не имеет права работать в государственных органах власти и силовых структурах.
- Я слышал, что это на усмотрение работодателя…
- В любой организации спрашивают приписное или военный билет. С этого года мы записываем туда решение призывной комиссии. Например: не проходил службу, не имея на то оснований. В свою очередь это будет основанием для отказа при приеме на работу. Есть закон.
- Не могу не спросить о негативном. Расскажите о нехороших случаях с нашими призывниками.
- Отрицательные моменты? Многое, как я говорил, меняется. К примеру, пишет командир одной из частей: «Ваш земляк служит и все было хорошо, но произошел нехороший случай. Он толкнул товарища, и стоит вопрос о привлечении его к ответственности, может быть, даже и уголовной». Представляете такую ситуацию в 80-е, 90-е годы? Если б кто-то кого-то толкнул - да никто бы просто внимания на это не обратил! Случаев неуставных отношений было очень много. А сейчас командование и сержанты к дисциплине, к субординации относятся очень принципиально.
«Учись, студент!»
- А что слышно про военные кафедры в вузах?
- В тех заведениях, где были военные кафедры, их возродят. В качестве эксперимента теперь студенты будут получать специальность и в течение 3 месяцев каждый год станут проходить сборы. В зависимости от профиля, выпускник получит как гражданскую специальность, так и военную. Будет или офицером, или рядовым, или сержантом, в зависимости от подготовки.
- И у нас будет такое?
- В Череповце – да. Я уже встречался с руководителем Череповецкого госуниверситета Дмитрием Афанасьевым. Возможность открыть военную кафедру у них есть. В течение года должны решиться все вопросы с Минобороны, с Минобразования. С сентября 2015 года будет в ЧГУ военная кафедра.
- Раскройте тайну – почему в России призыв именно до 27 лет?
- Никакой тайны тут нет. Примерно к этому возрасту молодые люди обычно вступают в брак. Тех, кто сразу после школы женится - единицы. Семья чаще всего становится причиной для уклонения. Ну и вторая причина - бизнес. После 27 уже некоторые становятся серьезными бизнесменами, руководителями. 27 лет – это расцвет для молодого человека.
- И еще один вопрос. Чем занимается военкомат, когда нет призыва?
- Призывом. Готовим документы, материалы, составляем отчеты. С 1 марта по 15 июля весенний призыв идет. А с августа уже к следующему начинаем готовиться. Нам по городу и району полторы-две тысячи одних повесток вручить надо. Из 2000 только одна четверть уйдет служить. Так что военкомат работает круглый год.
Досье
Виктор ТОЛСТИКОВ, 54 года. Родился в Вологде. Закончил школу-восьмилетку, Суворовское военное училище, Харьковское военное училище. Служил в группе советских войск в Германии, в Белорусском военном округе. Был уволен в запас в связи с распадом СССР. Работал в школе милиции (ныне ВИПЭ). Женат. Есть дочь и сын. С 2012 года - начальник отдела военного комиссариата по Череповцу и Череповецкому району.