Корреспонденты АиФ попытались разобраться, куда испарились миллиарды рублей, ушедшие из бюджетов других регионов, но так и не дошедшие до Вологодчины.
Ни нашим, ни вашим
Напомним, с января 2013 года «Северсталь» расширила так называемую консолидированную группу налогоплательщиков (дочерних организаций, платящих налоги в бюджет Вологодской области) — вместо 9 предприятий в ней теперь 22. Это привело к обеднению казны Республики Карелия, так как Оленегорский горно-обогатительный комбинат отныне должен платить налог на прибыль в наш бюджет.
- Ситуация сохранится и в 2014 году, о чем свидетельствуют представленные ОАО «Северсталь» прогнозные данные, не предусматривающие поступлений налога на прибыль в текущем году, - публично заявил глава Карелии Александр ХУДИЛАЙНЕН. А местные СМИ на основе собственных подсчетов пишут, что их бюджет за последний год не досчитался 3 миллиардов рублей.
Но самое интересное, что и Вологодчина от такого перевода не особенно выиграла. Так, еще в ноябре 2013 года лидер местных коммунистов, бывший депутат ЗСО Николай ЖАРАВИН опубликовал статью, в которой предложил в присутствии президента Владимира Путина рассмотреть вопрос о национализации предприятий ведущих отраслей промышленности, в том числе «Северстали».
«В 2012 году налог на прибыль от «Северстали» в областной бюджет составил 700 миллионов рублей. В 2014-2016 годах поступлений в бюджет региона не ожидается», - написал Жаравин. Насколько достоверны эти данные?
Все ушло в социалку?
На «Северстали» снижение налога на прибыль не отрицают.
- Основное снижение дали мы и «Фосагро». Это факт, - комментирует гендиректор российского дивизиона компании Сергей ТОРОПОВ. Но, по его мнению, карелы банально обсчитались, взяв для расчетов доходы «Северстали» за докризисный период.
- СМИ Карелии сравнивают эту сумму, 3 миллиарда, с теми отчислениями, которые раньше делала «Российская сталь». Здесь все объясняется довольно легко. В основном - это влияние курсовых разниц (изменения стоимости товаров и акций из-за колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам — Прим.Ред.) Они очень сильно влияют на снижение чистой прибыли, – поясняет Торопов. Он также заявил, что металлурги за первое полугодие 2014 года выплатили области в том или ином виде 6,6 миллиарда рублей, из них налог на прибыль составил только 45 миллионов. По его словам, при этом 3,4 миллиарда рублей ушли, например, в социальные фонды.
Однако вопрос о налогах снимать с повестки дня все-таки рано. К примеру, если все дело в котировках рубля, то за последние пять «кризисных» лет курс национальной валюты упал не так уж и сильно: в конце 2009 года доллар стоил около 30 рублей, евро — порядка 43 (сейчас соответственно 35 и 48). Была ли курсовая разница поводом к такому стремительному сокращению прибыли? Сомнительно. В то же время, «Северсталь» за эти годы не раз заявляла о сокращениях и производства, и сотрудников. Может быть, именно в этом все дело?
Сергей МЕШКОВ, Олег НЕЧАЕВ