Примерное время чтения: 5 минут
1520

«Левиафан» и «праведники». Что происходит с нашим кино?

АиФ / АиФ

- Максим, самая обсуждаемая сегодня киноновость - это, несомненно, «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Почему, на ваш взгляд, фильм, награжденный «Золотым глобусом» и номинированный на премию «Оскар» (чем мы вроде бы должны гордиться), сейчас так яростно критикуют на родине?

- Вообще вся история фильма Звягинцева, начиная от начала съемочного процесса, активно муссировалась в СМИ и была связана с запретами: резкие критические отзывы министра культуры Мединского, проблемы с выдачей прокатного удостоверения... Фильм уже посмотрели практически во всей Европе, и только в России он выходит в прокат 5 февраля. Сейчас фильм обсуждают не с художественной точки зрения, а скорее с позиции «чего нельзя про нас показывать Западу». А показывать можно все. Запретных тем у искусства не бывает! Бывают только запрещающие законы, с которым наш могучий «Левиафан» сейчас и столкнулся.

- Мне удалось посмотреть фильм и, если честно, он не показался каким-то «очернением» нашей действительности. Наоборот - в нем очень много того, с чем сталкиваешься буквально каждый день. Может быть, поэтому даже некоторые либеральные деятели назвали фильм скучным? Чаще всего пеняют на слабый сценарий, вы согласны с такой оценкой?

- А мне вот скучно было смотреть фильм «Елки 1914», где сюжет отсутствовал вообще. Было праздничное красивое кино-оливье. В «Левиафане» есть сценарий, да, он плавный и нестремительный, но продуманный и доведенный до логического конца. Зачастую бывает, что автор задумывает одну коллизию, а зритель видит другую - у всех разные точки зрения, поэтому и нельзя полагаться на одни только критические комментарии. «Левиафан» - фильм, который стоит посмотреть самому. Никаких «не смотрел, но осуждаю». У Звягинцева очень многослойный фильм, количество интертекстов на минуту экранного времени зашкаливает. Для меня это было особым удовольствием при просмотре этого кино.

- Еще одно серьезное обвинение в адрес «Левиафана», которое касается и многих других фильмов - наличие ненормативной лексики. Как лично вы относитесь к мату в кино?

- Если это органичная история, и мат только усиливает образ персонажа, то почему бы и нет? В России матерный язык - неотъемлемая часть повседневного языка. Только встает вопрос о возрастных ограничениях. Однозначно категория «18+» должна титроваться на таких фильмах. А когда фильмам запрещают или ограничивают прокат, то у зрителя, наоборот, возникает сильнейшее желание во чтобы то ни стало их посмотреть, чаще всего незаконным способом - скачиванием с торрент-трекеров в Интернете.

- Насколько я знаю, «Левиафан» планировался к показу в Вологде, на фестивале молодого европейского кино VOICES. Смогут ли теперь вологжане увидеть эту картину в кинотеатрах?

- Показы «Левиафана», а также «Дурака» Юрия Быкова, который, я считаю, даже превосходит в смысловом отношении фильм Звягинцева, и «Да и да» Валерии Гай Германики действительно были запланированы на VOICES. Но с 1 июля 2014 года начал действовать закон (о запрете проката любых фильмов, «содержащих нецензурную брань» — Прим.Ред.), который нам запрещал проводить эти показы. Поэтому продюсеры решили взять паузу и завершить фестивальную историю этих фильмов в России. Кстати, фильм Германики в июне успел «втиснуться» перед запретом и с успехом пройти на Московском кинофестивале, но сейчас он все еще не может выйти на экраны ни в каком виде.

- Раз уж заговорили о VOICES, задам такой вопрос: в последнее время в журналистских кругах и не только все шире распространяется точка зрения, что фестиваль - не более чем очередная «машина по отмыву денег». Вы, я знаю, давний и последовательный подвижник VOICES, что можете ответить своим оппонентам?

- Я слышал такие отзывы. Несколько лет назад, например, один рецензент задавал вопрос: «Как так можно: привезти в Вологду, какого-то неизвестного режиссера Александра Сокурова? Кто он такой и что он сделал для кино?» Когда читаешь такие опусы, невольно сомневаешься в профессионализме автора, не зрителя, нет, ни в коем случае. А ведь мнение такого «критика» вводит в сомнение и читателя.

Я считаю, мы делаем фестиваль нужный и правильный. Фестиваль для зрителя, для города и области в первую очередь. Его задача - показать, что мы, вологжане, вписаны в культурологический, кинематографический контекст. Поэтому каждый год команда фестиваля подбирает кино, которое созвучно времени, прогрессивно, развивает новый киноязык. Отсюда и стремление к движению вперед: каждый год на фестивале появляется новая площадка. И могу заверить с полной ответсвенностью: каждый участник нашей команды работает на все сто процентов своих возможностей. Мы делаем максимально зрительский фестиваль, что подтвердил 2014 год: на большинство киносеансов билеты разлетались за несколько дней.

Досье

Максим ГОРБОВ — вологодский киновед, 27 лет, уроженец города Буденновск Ставропольского края. В Вологду приехал, как сам говорит, «в возрасте одного года». В 2009 году закончил ВГПУ (филологический факультет, специальность «журналист»). Работал в кинотеатрах Вологды, на местном телевидении, в данный момент ведет несколько культурных проектов, главным из них считает кинофестиваль молодого европейского кино VOICES.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах