Вологодская область, как и все регионы России, заинтересована в обеспечении бесперебойной работы железнодорожного транспорта и предоставлении качественных услуг по перевозке населения области поездами в пригородном сообщении.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении к полномочиям региональных властей.
Между перевозчиками - пригородными пассажирскими компаниями - и уполномоченными органами исполнительной власти регионов ежегодно заключаются договоры на организацию транспортного обслуживания населения с определением размеров и маршрутов движения пригородных поездов.
В текущем году контракт на организацию транспортного обслуживания населения области железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области заключен в результате длительных переговоров только на 1 полугодие.
На 2 полугодие аналогичный контракт подписан сторонами с протоколом разногласий (со стороны ОАО «СППК»).
Разногласия при подписании контракта возникли в части субсидирования убытков, возникших вследствие регулирования тарифов. По предварительному прогнозу ОАО «СППК» убытки составят 100,0 млн. рублей.
В законе области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрена компенсация выпадающих доходов, полученных вследствие регулирования тарифов за период 2012 года, в сумме 21 975,9 тыс.рублей.
До настоящего времени указанная сумма средств ОАО «СППК» не востребована. Компания отказалась заключать договор на получение предусмотренной в областном бюджете субсидии.
Судебная деятельность
Вопрос урегулирования разногласий по контракту во втором полугодии 2014 года рассматривался в Арбитражном суде Ярославской области по исковым заявлениям Департамента дорожного хозяйства и транспорта области в отношении ОАО «СППК». По данному делу состоялось 3 заседания суда. В результате Арбитражный суд Ярославской области отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с данным решением, были поданы апелляционные жалобы.
17 декабря 2014 года апелляционные жалобы были рассмотрены во Втором арбитражном апелляционном суде. Судебная коллегия Второго арбитражном апелляционного суда оставила решение Арбитражного суда Ярославской области в законной силе, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Кроме того, Департамент обращался в Управление федеральной антимонопольной службы по Вологодской области с жалобами на действия ОАО «СППК».
По результатам рассмотрения жалоб УФАС не усмотрел в действиях ОАО «СППК» признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Не усмотрел в действиях ОАО «СППК» признаков нарушения антимонопольного законодательства по данному факту и Арбитражный суд Вологодской области. Решение по делу Департаментом было обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Судебная коллегия Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда оставила решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В настоящее время на решение Арбитражного суда Вологодской области и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
В связи с полной отменой пригородных поездов на Вожегодском направлении Департамент направил в УФАС жалобы по отмене пригородных поездов, поступившие в адрес Правительства Вологодской области от населения области.
Управлением федеральной антимонопольной службы также не усматривается в действиях СППК, как субъекта естественной монополии, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В настоящее время со стороны ОАО «СППК» предъявлены исковые требования в Арбитражный суд Вологодской области о возмещении убытков в размере 190,5 млн. руб. за 2011 год за счет казны Вологодской области. Предварительное заседание назначено на 20 января 2015 года.
Тарифы
Региональной энергетической комиссией области рассмотрено предложение ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» об установлении цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Вологодской области на период регулирования 2015 год.
Расчет тарифа произведен на основании результатов проверки хозяйственной деятельности ОАО «СППК», а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.
В соответствии с Методикой, утвержденной ФСТ России, в расчете затрат на 2015 год учтена межтарифная разница за 2013 год, рассчитанная в соответствии с приказом ФСТ России №1564-д в сумме 15 527,95 тыс. рублей.
Расчеты рассмотрены на заседании правления РЭК области, по результатам которого принято решение по установлению экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 5,20 рубля за один пассажиро-километр.
В соответствии с Законом области № 3153-03 от 6 октября 2013 года «Об организации транспортного обслуживания населения не территории Вологодской области», тарифы на регулярные перевозки вводятся в действие по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.
Решение ОАО «СППК»
В связи с отсутствием компенсации убытков ОАО «СППК» начиная со 2 июля поэтапно отменяются пригородные поезда.
С 1 января 2015 года движение электропоездов на территории области прекращается.
Таким образом, ОАО «СППК», как субъект естественной монополии отказывается предоставлять услуги населению области.
Принятые меры
С целью стабилизации социально-экономической обстановки в регионе приняты меры по организации транспортного обслуживания населения альтернативным видом транспорта - автомобильным.
В связи с отменами курсирования пригородных поездов организованы автобусные маршруты, введены дополнительные рейсы автобусов по расписаниям, удобным для населения.
Вопросы по организации альтернативного проезда автотранспорта к населенным пунктам, расположенным вдоль железных дорог, рассмотрены с главами администраций муниципальных районов области. На совещаниях определены варианты проезда до всех остановочных пунктов пригородных поездов альтернативным (автомобильным) видом транспорта.
По поручению Правительства области Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области принято ряд мер по организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении, а именно: изучены маршруты движения автобусов, проверено состояние автомобильных дорог, осуществлен выезд в основные пассажирообразующие населенные пункты.
С учетом предполагаемого пассажиропотока разработаны паспорта маршрутов, расписание движения автобусов, заключены договоры с перевозчиками, имеющими соответствующий подвижной состав.
Расписание движения автобусов приближено к времени отправления электропоездов, с учетом мнения населения муниципальных районов.
Необходимая информация об открытии автобусных маршрутов размещена на автостанциях и остановочных пунктах.