Особая атмосфера
- Евгений, первый вопрос по теме, которую мы поднимали на страницах газеты буквально неделю назад: слияние учебных заведений, укрупнение, ликвидация коррекционных школ. Как думаете, к чему это в итоге приведет?
- Понятно, что так хотят сделать большие школы, и, наверно, денег на них будет затрачено меньше. С точки зрения экономии это выгоднее. Но, на мой взгляд, качество образования в больших школах хуже. Это касается не только присмотра за детьми, сама атмосфера другая, я такие учреждения называю «школозаводами». Небольшие школы имеют собственный характер, учителя знают всех учеников по именам, точно так же, как и ученики всех учителей. Так что, экономя, мы понижаем качество образования.
- В последнее время опять много разговоров идет о том, что школа должна не только обучать, но и воспитывать. А сами педагоги, такое чувство, не очень в восторге от такой постановки вопроса...
- Знаете, есть ощущение, что многие учителя просто обижены на государство, на огромные нагрузки, они считают, что должны делать только то, за что им платят. А за воспитание никто не платит, только за обучение.
- Сейчас у нас «горячая пора» ЕГЭ, вам не кажется, что контроль на этих экзаменах принимает какие-то уже запредельные формы, тяжелые для детской психики?
- Согласен, какой-то «напряг» чувствуется, причем в отношении и педагогов тоже. Нельзя с собой пронести даже маленькую сумку. Это, конечно, следствие известного скандала, случившегося несколько лет назад, когда были массовые списывания, ответы на ЕГЭ попали в Интернет. Но сейчас атмосфера действительно не самая благоприятная для ребенка. Правда, экзамен достаточно долгий, примерно через час, как я замечал, дети немного расслабляются и адаптируются.
- Расхожее мнение: дети в наше время уже другие, к ним нужны другие подходы, вы согласны?
- Меня об этом многие спрашивают, и я расспрашиваю коллег, и все в один голос говорят: да, дети изменились. Не думаю, что все мы коллективно ошибаемся. Идет некий потребительский спрос, причем даже не столько от детей, сколько от родителей: мы вам отдали ребенка, обучите, воспитайте его, как это записано в законе об образовании. И когда им объясняешь, что ребенок - не товар, что учителя и родители должны быть союзниками... Очень многие, к сожалению, этого не хотят понимать. Процент таких родителей и, соответственно, таких же детей увеличился. К примеру, лет 10-15 назад в школе я не слышал мата в открытую. Сейчас услышать очень легко. Хотя, конечно, школа и сама виновата в том, что учителя отчасти потеряли авторитет.
Дополнительное, но важное
- Вернемся к теме оптимизации школ, точнее, к другой ее стороне. Где-то полгода назад шло масштабное сокращение «лишнего» персонала. И как результаты, чувствуются?
- Честно говоря, пока не могу сказать, что глобально что-то изменилось. Разве что на собственном примере: я занимался военно-патриотической работой в центре допобразования, и оттуда меня сократили. Энтузиазма после этого, признаться, поубавилось, и мне кажется, что многие педагоги чувствуют то же самое. На мой взгляд, допобразование всегда недооценивают, это как бы заложено уже в самом слове - «дополнительное». А на самом деле во многих отношениях оно дает ребенку даже больше, чем школа. Есть цель, есть принцип добровольности, а в школе все же присутствует элемент принуждения.
- Родители, наверно, тоже не обрадовались, когда узнали, что детей нечем занять в свободное время?
- Естественно, когда начали сокращать допобразование, тут же увеличились платные услуги, кружки, секции, то есть реформа, получается, ударила по кошельку родителей. Как следствие - дети из малообеспеченных семей в эти секции уже не попадают, «средний класс» еще есть, а те, кто победнее, уже не тянут. Растет социальное расслоение, а это, как известно, та еще мина замедленного действия.
Тонкая «хирургия»
- Вы упомянули о своей военно-патриотической работе. Как вам последние празднования знаменитых дат отечественной истории? Не переборщили с патриотизмом?
- Этому вопросу у меня была посвящена целая статья, она вышла в «Учительской газете» накануне майских праздников. И, судя по откликам, мнения разделились. Часть читателей категорически утверждала, что военно-патриотическая работа - это официоз, пафос, слащавые какие-то вещи в духе Советского Союза. А другие говорили, что любая искренняя работа на патриотизм все же дает какие-то результаты. Я могу согласиться с тем, что нашим детям внушают много лживого патриотизма. Но не соглашусь, что от этой работы надо вообще отказаться, пусть, мол, ребята сами учатся родину любить. Просто воспитание патриотизма - это такой тончайший хирургический инструмент, ведь любовь к родине — чувство очень глубокое и ранимое. Такую работу надо наращивать медленно и аккуратно, как росток дерева. А наши чиновники, к сожалению, горят желанием показать, что у нас все прекрасно прямо сейчас.
- Я лично был свидетелем картины накануне майских праздников: пригнали в Беляевский сквер школьников к памятнику «Побег из ада» (посвящен уникальному в истории войн побегу из концлагеря на самолете, в котором участвовал наш земляк Владимир Соколов — Прим.Ред.) Линейка, марши, какой-то молодой поджарый чиновник учит всех родину любить. Смотришь на ребят и понимаешь, что большинство даже толком не «въезжает», кому монумент, почему, за что...
- Да, это самое простое - привести к памятнику и сказать: вот, вы должны помнить и любить. А потом наивно верить в то, что дети действительно будут помнить и любить. Но у меня есть другой пример: в нашей школе работает молодой учитель истории, он занимается поисковой работой. Взял с собой несколько учеников, они занимались раскопками под Новгородом, потом нашли родственников одного солдата... И ребята рассказывали об этом в школе с такими лицами, что стало ясно — да, вот эти будут помнить. Так что в плане патриотической работы в образовании все-таки делается много хорошего.
Досье
Евгений Вирячев родился в Вологде в 1963 году в офицерской семье. С 1987 года работал в школе, параллельно учился в Вологодском пединституте на естественно-географическом факультете. Преподавал географию, ОБЖ, физкультуру, в 2007 году признан «Учителем года» в России по специальности «преподаватель-организатор ОБЖ». Сейчас работает в школе №7 Вологды.
Смотрите также:
- «Классный» скандал: на череповецкого учителя завели уголовное дело →
- Вологодская гимнастка доросла до игр в Рио, но под флагом Исландии →
- Правительство сообщило о пригородных перевозках в новом году →