Немного истории
- Олег, кто такие вожатые, и что вкладывается в это понятие в XXI веке? То же самое, что было во времена СССР?
- Это историческое понятие. Вожатый – это энтузиаст, который работает с детьми безвозмездно. После переворота 1917 года нужно было растить новых, советских людей. Воспитывать юношество в пролетарском духе. Пионерская организация в каком году была создана?
- Не помню.
- В 1922-м. Слово «вожатый» происходит от понятия «вести». Рабочие молодые люди и девушки после выполнения основной деятельности занимались с пионерами. Это была общественная работа. Сейчас все это на профессиональной основе и называется «педагог-организатор». Вот в США тоже есть похожая система. У нас были пионеры, там скауты.
- Ваша биография подходит для работы с детьми? Вроде как вы уважаете Егора Летова… Это совместимо?
- Мои личные предпочтения вряд ли пересекаются с педагогической деятельностью. А песню «Все идет по плану» и без меня подростки знают и умеют на четырех аккордах играть.
Уметь слушать
- Допустим, в лагерь заезжает новая смена. Вы этих детей видите в первый раз. Вы сразу определяете, кто на что способен, кто тихоня, а у кого взрывной характер?
- Первые три-четыре дня дети привыкают друг к другу и распорядку. Естественно, все они разные по темпераменту и характеру. У всех разный уровень социальных навыков. Если ребенок достаточно самостоятельный и легко находит общий язык с одногодками, для беспокойства нет причин.
- Как-то на словах все так просто выходит… Так называемые трудные дети ведь в каждой смене бывают?
- Есть семьи с недостатком воспитательных ресурсов, есть конфликтные. Семьи, в которых у родителей надуманные или устаревшие представления о ребенке…
- Это вы сейчас как из учебника по педагогике рассказываете. А сироты – это ведь отдельная категория?
- Да. Но только до 18 лет. Одна из особенностей нашего менталитета в том, что и 50-летние мужчины в случае чего говорят: так я же сирота! Это перекладывание ответственности и попытка манипулирования. Но в любом случае всех надо слушать. Когда вам что-то рассказывают, у педагога не должно быть отношения: что за чушь он несет! Надо слушать. Потому что потом никто и ничего уже не скажет. Потом будут действия. И с большой долей вероятности хорошего от них будет мало...
- Может, расскажете для примера, как и что следует слушать?
- Допустим, был у нас в отряде ребенок, который все всегда прятал. И на контакт особо не шел. Но ведь с детьми-то он все равно разговаривает. И я случайно подслушал, как он рассказывал ребятам, как прятал водку от матери. По моим подсчетам, было ему тогда года четыре. В таком возрасте в голове нет полной цепочки: «мать - бутылка - выпила - асоциальное поведение - что-то сделала - мне больно и обидно». Она короче: «выпила - больно и обидно». Тогда у него и закрепилась потребность все прятать – так он себя спокойнее чувствовал.
- Есть у вас какие-то рекомендации родителям?
- Да. Поездка в лагерь - отличный шанс для ребенка стать более самостоятельным. «Лето – это маленькая жизнь», слова Олега Митяева. А смена в летнем лагере – это не большая, но и не малая жизнь. От того, как городской житель проведет это время, будут зависеть его способности приспосабливаться к новым условиям, обходить трудности в коллективе. Начало смены не всегда протекает просто: могут быть слезы, жалобы, тоска, просьбы забрать домой. Поэтому родители просто обязаны дать ребенку возможность самостоятельно преодолеть трудности. Не звоните слишком часто, если в этом нет большой нужды. Ритм жизни в летнем лагере очень насыщенный, 21-дневный отдых должен запомниться на весь год. Пусть ваш сын или дочь полностью живут эти три недели в своем новом увлекательном мире. Но! Если ребенок вам позвонил и решил поделиться эмоциями и впечатлениями, внимательно и с интересом выслушайте его. Не забудьте похвалить. Даже если, на ваш взгляд, ничего особенного вы не услышали. Из серии: подумаешь, шишек насобирал!
- А если обижают? Немедленно ехать в лагерь и учинять скандал?
- Свяжитесь с вожатыми или администрацией. Первый вариант даже предпочтительнее – вожатый разрулит конфликт быстрее.
- Расскажите, как выбрать место отдыха для ребенка, на что смотреть пристально, а на что не обращать внимания.
- Первое - это программа. Если в рекламе только общие слова «веселье, позитив, интересные занятия», то дети будут предоставлены сами себе, это я вам точно говорю. В хорошем же лагере дети будут пытаться найти свободную минутку, чтобы ничего не делать. Обратите внимание на сайт и страницы лагеря в социальных сетях. Обязательно посмотрите на фото. Старые лагеря, где давно не было ремонта, не выкладывают фотографии внутри зданий.
- А воспитателей как получше узнать?
- Вожатский состав вряд ли удастся проверить. Здесь лучший вариант - если вам не попадутся вожатые, которые работают уже лет по 30. Лучше молодежь. В лагерях, где запрещены телефоны и планшеты, намного веселее. Смотрите, где расположен лагерь - подальше от населенных пунктов или рядом с ними. Ищите интуитивно. И обязательно спросите своего ребенка! То, что гарантированно нравится вам, у него может вызвать обратные ощущения.