Примерное время чтения: 6 минут
191

Отравленное детство или как уберечь подростков от наркотиков

ФСКН / АиФ

- Михаил Николаевич, практически весь декабрь вологжане с тревогой следили за развитием ситуации с курительными смесями: десятки случаев отравления, десятки госпитализированных... Можно ли сейчас говорить, что эпидемия прекратилась?

- В течение декабря мы организовали при помощи департамента образования большую работу разъяснительно-предупредительного характера. Были проведены уроки по антинаркотической тематике для учащихся и внеплановые экстренные родительские собрания (потребителями «спайсов» оказались учащиеся 12-ти школ Вологды — Прим.Ред.) За счет всех принятых мер, я считаю, эпидемию удалось остановить.

- Случаи с отравлениями, причем со смертельным исходом, в 2014 году случались и раньше - например, в Череповце. У нас в области распространяются какие-то особенные «спайсы»?

- Все курительные смеси так или иначе опасны. Пожелание здесь только одно - вообще воздерживаться от употребления «спайсов». Никто не может сказать, где и когда вам попадется «доза», которая приведет вас на больничную койку, а возможно, и в мир иной.

- Каким образом наркодельцам удается держать в тайне свою систему сбыта этой отравы?

- Проблема в том, что вербовка новых членов идет через электронные системы связи, через Интернет. Визуально люди даже не знают друг друга: как они выглядят, кто там на другом конце провода - мужчина, женщина, ребенок. А потом приезжает курьер на машине или на поезде, привозит с собой «товар» в обычной дорожной сумке, делает тайник и уезжает. Он даже сам не знает, для кого он сделал закладку. Тем не менее, отслеживать эти передвижения нам все-таки удается. Не буду раскрывать всех секретов, назову только цифру: в ходе спецоперации нами задержаны восемь человек (в дни новогодних праздников, уже после того, как было взято интервью, появилась информация о девятом - Прим.Ред.), все они, так скажем, исполнители разного уровня. Понемногу подбираемся и к организаторам, но корни этого «бизнеса» уходят далеко за пределы нашего региона.

- Производство «спайсов» - это, вероятно, довольно трудоемкий химический процесс, значит, действуют какие-то подпольные лаборатории на территории России?

- Не в любом государстве эта деятельность может быть запрещенной. По нашей информации, основным поставщиком «спайсов» является Китай, где производство этих веществ не считается незаконным.

- Львиную долю потерпевших во время эпидемии - 32 человека из 52 - составили несовершеннолетние. В чем, на ваш взгляд, причина такого нездорового интереса со стороны подростков?

- Есть случаи, которые трудно объяснить, настолько неразумным кажется поведение потребителей «спайсов». Я бы сравнил их с китами, которые по непонятным причинам выбрасываются на берег, их тащат обратно к воде, они разворачиваются и бросаются снова. Вот конкретная история из Вологды: ребенку 16 лет, учащийся 9 класса. В начале декабря его в первый раз доставляют в больницу с отравлением, оказывают медицинскую помощь, вытаскивают его практически с того света. Затрачивают на него время, дорогостоящие лекарства. Он выходит - и 15 декабря попадает с этим же отравлением вновь. 17 декабря при посещении его квартиры сотрудниками УМВД его застают в состоянии явного наркотического опьянения. У него обнаруживают несколько доз наркотика, изымают. 19 декабря он уже нашими сотрудниками Наркоконтроля задержан за сбыт. 23 декабря снова задержан - делает тайники с наркотиками в своем районе. Следственный комитет принимает решение об аресте. Меньше чем за месяц подросток пять раз попадает в наше поле зрения! Да, мы можем говорить о каких-то недоработках правоохранительных органов, но у каждого подъезда и при каждом школьнике не поставишь полицейского.

- Но в приведенном случае, наверно, мы уже можем говорить о каких-то отклонениях, связанных с зависимостью от курительных смесей. А где зона риска для обычных здоровых подростков? Может быть, те, кто приобщается к «дури» - в основном из неблагополучных семей?

- Нет. Кто-то пробует спайсы за компанию, кто-то просто чтобы выглядеть «крутым». На материальном положении семьи это явление не завязано. Подростками движет поиск ощущений, нехватка обычных жизненных радостей. Это особенность переходного возраста - хочется как-то проявиться, реализоваться, но не всегда видится грань разрешенного и опасного.

- На что в первую очередь стоит обратить внимание взрослым, если есть подозрения, что подросток может пристраститься к «спайсам»?

- Все зависит от того, с чем сталкивается родитель. Если, к примеру, ребенок становится неадекватно активен или, наоборот, неадекватно замкнут... Конечно, не надо сразу подозревать в употреблении наркотиков. Все люди разные, но какое-то значительное изменение в поведении ребенка, в его мировосприятии - оно, как мне кажется, и без наших призывов должно вызвать как минимум вопросы у любого нормального родителя. Обратитесь к наркологу, пусть даже анонимно, чтобы проверить своего ребенка: действительно ли опасения имеют под собой почву или, может быть, дело в каких-то чисто психологических проблемах.

- Можно предположить, что «эпидемия спайсов» отражает тот факт, что потребление химических смесей растет. Что по этому поводу говорит статистика Госнаркоконтроля?

- Тенденция по России остается общей - идет рост сбыта курительных смесей. В этом году по Вологодской области зафиксировано 227 преступлений, связанных с незаконным оборотом курительных смесей, это цифры только управления Наркоконтроля. Рост по сравнению с прошлым годом - на 88 процентов. При этом изъято подобных наркотических веществ примерно в 9 раз больше, чем в прошлом году.

- Есть точка зрения, что нам стоит последовать примеру Голландии и легализовать легкие наркотики по известному принципу насчет двух зол — чтобы, по крайней мере, люди не травились химией...

- Крайне отрицательно к этому отношусь. Людей надо мотивировать к творческой самореализации, к занятиям спортом и вообще к проявлению интереса к жизни. А то, что сегодня легкое, завтра входит в привычку, и хочется чего-то потяжелее... Пример Голландии не показателен, таких примеров крайне немного — большинство стран активно борются с употреблением наркотических веществ. 

Досье

Михаил ГЛАЗКОВ — генерал-майор полиции, начальник управления ФСКН России (Госнаркоконтроля) по Вологодской области. Родился в 1970 году в Омске. Имеет высшее образование по специальностям «история» и «юриспруденция». Работал в налоговой полиции, в 2003 году возглавил следственный отдел Наркоконтроля в Омской области. Руководителем вологодской УФСКН назначен в 2013 году.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах