От прокрастинации до озарения
- Надежда, раз уж мы с вами разговариваем в то время, как школьники сдают ЕГЭ, то первый вопрос мой будет такой: можно ли подготовиться к экзамену за 2-3 дня?
- У меня к вам встречный вопрос. Почему так мало? Что вы делали раньше, и почему вам жизненно важно вбить себе в голову большой объем знаний за такой короткий срок?
- Меня уже лет 20 как экзамены не касаются. Я про школьников.
- Есть такое понятие - прокрастинация, то есть откладывание важных вещей на потом. Взрослые, сложившиеся люди четко осознают, что дело должно быть выполнено в срок. Не сделал работу - не получил денежное вознаграждение. Нет денег – не заплатил по кредиту, за услуги ЖКХ и т. д. Откладывание дел на последний момент очень часто вызвано излишней тревогой за свое будущее. Ну а подростки в силу возраста не очень хорошо видят причинно-следственные связи между тем, что не было сделано, и тем психоэмоциональным, общественным, материальным положением, в котором они будут находиться вследствие неисполнения необходимой работы. Поэтому для юношей и девушек причиной прокрастинации, если упрощенно, являются отсутствие жизненного опыта и лень. Лень в первую очередь.
- То есть вопрос о том, как подготовиться за 2-3 дня - это заявление из серии: я тут, как всегда, отложил все на последний момент, но в этом ведь нет ничего страшного, вы же мне расскажете, как все быстро исправить?
- Быстро ничего не бывает. Хотя у людей случаются инсайты, озарения. Человек в один миг понимает, что ему нужно делать, как решить проблему, даже изменить свою жизнь. Но надо представлять, что такое озарение не возникает на пустом месте. Почва для прорыва готовится в подсознании долгое время. Накапливается опыт. Спусковым крючком, запускающим инсайт, может стать что угодно: чья-то фраза или действие, абзац в книге или газетной статье, отрывок из кинофильма или телепередаче. Самый яркий пример – яблоко, упавшее на голову Ньютону. Но мы с вами сейчас говорим не об этом. Как я понимаю, тема у нас приземленная - нужно рассказать как избежать проблем при подготовке к ЕГЭ?
- Да!
- Чем раньше начнется подготовка, тем лучше. В идеале она стартует в первом классе. Я не преподаватель, могу только транслировать общее мнение о ЕГЭ как о лотерее. Поэтому скажу, что выигрывает в ней тот, кто скупил все билеты. Если в коробке их 100, а вам досталось 90, то ваши шансы на приз выше, чем у того, кто купил 5. Чем лучше ваш ребенок знает предмет и чем выше его общий уровень развития, тем больше шансы сдать ЕГЭ. Банально, но это так. Другого пути нет. Следующее - это воспитание самооценки и самоуважения. В США маленьким детям говорят, что сейчас ты увидишь самого уважаемого человека, того, кто для тебя главный, чье мнение самое важное. И дают посмотреться в зеркало.
Долой тревоги!
- Готовиться, готовиться и еще раз готовиться и иметь нормальную самооценку, а что еще?
- Контроль общей степени тревожности и волнения. Волноваться, тревожиться нужно только за то, на что ты можешь повлиять. Если нет возможности изменить ситуацию, то и волноваться не о чем. Доллар растет, и это, наверное, плохо, а для кого-то ужасно. А я тут при чем? Пусть растет, приму это спокойно - ведь я не могу это изменить. Если совсем просто - волнение должно быть по делу. Выстраиваем цепочку: я сильно тревожусь за сдачу ЕГЭ – я реально могу повлиять на свой результат, поняв и выучив предмет – так зачем же я так волнуюсь? А если не готовились, и дело может окончиться провалом, делаем так: я сильно тревожусь за сдачу ЕГЭ – я ничего не знаю, а значит, не могу повлиять на результат – волноваться не имеет смысла.
- Родители часто задают вопросы о юношеском стрессе и о том, как помочь своему ребенку его преодолеть. Вот, допустим, для взрослых существует множество разных методов, в том числе и «не рекомендованных Минздравом». Взрослые могут выпить, закурить сигарету, а что делать школьникам?
- То, что вы приводили в качестве «взрослого средства», на самом деле является признаком катастрофического ухудшения нервно-психического состояния. Алкоголь и табак никому не рекомендуется употреблять. Ну так - прежде всего нужно понять, находится ли в стрессе ваш ребенок, а для этого лучше всего показать его психологу. В конце концов, вы можете заглянуть в Интернет. Но пользоваться тем, что вы там найдете, можно, если у вас уже есть какие-то знания, начальные хотя бы. Иначе проку не добьетесь. И психологи ведь не рассказывают, как и что делать, люди все делают сами. Мы только помогаем вспомнить прежний положительный опыт и подталкиваем к новым открытиям.
- Ну а взрослым-то что делать? Все-таки экзамены, волнения… Не можем же мы сидеть, просто сложа руки?!
-Просто будьте теми, на кого ваши дети могут равняться. Взаимоотношения ребенка в семье - это его взаимоотношения с родителями. Если не брать в расчет внешние факторы в виде героев сериалов, музыкантов, спортсменов, которых юноши видят по телевизору и в Интернете, то на первое место выходит личный пример тех, с кем они общаются вживую ежедневно.
Досье
Надежда Согожина родилась в 1967 году в Казани. Выпускница педиатрического факультета Нижегородской государственной медицинской академии, также закончила Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина по специальности «Психология», прошла дополнительное обучение по курсу «Семейная психология: диагностика, консультирование и коррекция». В Череповце живет с 2002 года. Замужем, есть дочь.