АиФ выяснял, насколько реальна эта идея.
Оптимизм на словах
О том, что город будет спасать троллейбусные перевозки, взяв этот вид общественного транспорта в аренду, заявил на прошлой неделе глава Вологды Евгений Шулепов. По словам чиновника, он был «вынужден вмешаться в ситуацию, которая сейчас происходит на предприятии «Вологдаэлектротранс»... Оно находится в частной собственности, но недобросовестный менеджмент привел к тому, что предприятие оказалось в кризисном состоянии. Угроза банкротства влечет за собой и исчезновение с улиц города троллейбусов».
Заметим, что схема, которую предлагает Евгений Шулепов, выглядит довольно замысловато.
«На первом этапе с целью сохранения троллейбусов город арендует их у «Вологдаэлектротранс» вместе с необходимой базой – диспетчерскими, контактными сетями, ремонтной базой, тяговыми подстанциями и так далее, - рассказал глава города. - На эти цели мы не потратим из бюджета ни копейки, проект самоокупаемый за счет пассажирских перевозок. Средства, которые получит «Вологдаэлектротранс» с аренды, пойдут на погашение долгов, в первую очередь по заработной плате».
Как уверяет градоначальник, тарифы на проезд при этом поднимать не придется. Затем городские власти намерены слить воедино «Вологдаэлектротранс» и автобусное ПАТП-1 в некую «единую городскую транспортную компанию», которая будет заниматься всеми видами перевозок.
Что на деле?
«В данной ситуации у администрации нет места для маневра, - комментирует депутат городской Думы Михаил Ноздрачев. - Она вынуждена выбирать между спорным, неудобным решением и очень плохим. Нельзя оставить город без троллейбусов. В противном случае жителей ожидают все прелести транспортного коллапса. Сама администрация ничего в аренду взять юридически не сможет. Скорее всего, арендатором выступит то же ПАТП-1, как формально частное предприятие (на данный момент ПАТП поменяло форму собственности с МУП на АО, правда, 100% акций принадлежат городу - Прим.Ред.) В этом случае о бюджетных деньгах речи действительно не идет, и согласия Думы на проект не требуется. Другой вопрос - как ПАТП, которое само испытывает проблемы, справится с еще одним убыточным активом?»
В областном управлении Федеральной антимонопольной службы опасаются, что «единая транспортная компания» продолжит наметившуюся примерно с 2013 года линию городских властей на монополизацию общественного транспорта, о чем АиФ не раз писал в предыдущих номерах газеты.
«Объединение принципиально ничего не меняет, но нас беспокоит тенденция к ограничению конкуренции и выдавливанию с рынка частных перевозчиков, - говорит Денис Анпилов, старший инспектор отдела контроля органов государственной власти. - В последнем решении УФАС мы сделали вывод о согласованности действий ПАТП и администрации города. Под разными предлогами отменяются конкурсы на обслуживание маршрутов, перевозчики вынуждены работать фактически нелегально. Кроме того, ПАТП-1, по нашим данным, действительно находится в бедственном положении: многие автобусы, взятые в аренду у питерской транспортной компании («Питеравто» - Прим. Ред.), стоят на ремонте, а деньги за них по-прежнему идут владельцу. Предприятие на грани банкротства».
Тем не менее, эксперты считают, что объединение под одним «крылом» автобусного и троллейбусного парка все-таки может дать положительный результат.
«Рациональное зерно в этой идее есть, – говорит Михаил Ноздрачев. - Оно заключается в том, чтобы оптимизировать маршруты, убрать или поменять те, которые дублируют друг друга, создать стабильный график движения автобусов и троллейбусов и, таким образом, обеспечить городу нормальную работу общественного транспорта. Но это задача для «управленца» очень высокой квалификации».