Барин не велел
Комиссия Министерства культуры РФ приехала в Вологду утром 25 февраля. Эксперты, архитекторы-реставраторы первой и высшей категорий, намеревались оценить состояние одного из известных деревянных памятников Вологды - так называемого «Дома кружевниц» на улице Благовещенской, построенного в начале XX века. Однако на пути московских гостей встал охранник, по свидетельствам очевидцев скандала — местный казак с собакой, который заявил московским гостям, что «пущать не велено», и никаких распоряжений от чиновников Вологды на этот счет не получено. Около часа дня комиссия, уже поставившая в известность городские власти о цели своего визита, вторично попыталась попасть на объект, и опять была завернута обратно.
Тем временем о ситуации, с подачи градозащитников движения «Настоящая Вологда», стало известно в соцсетях, к месту событий подтянулись пресса и просто неравнодушные люди. Около половины третьего дня, с третьей попытки, московской комиссии наконец открыли доступ к зданию. Впоследствии городские чиновники от культуры довольно неуклюже пытались объяснить свой ляп — мол, у них «не было уведомления» о том, что в Вологду приехали эксперты.
«Запросив Министерство и выяснив, что это действительно комиссия, направленная ими, мы тут же допустили экспертов на объект», – прокомментировал начальник управления культуры и историко-культурного наследия Вологды Николай Дьяков.
Самая соль ситуации заключается в том, что «Дом кружевниц» числится памятником архитектуры федерального значения. То есть, фактически в Вологду прибыли представители законного владельца здания, и спрашивать разрешения на посещение у кого бы то ни было они не обязаны.
Подводные камни
Чтобы понять подоплеку скандала, нужно вспомнить всю череду событий последнего года вокруг «Дома кружевниц». В отличие от многих вологодских памятников архитектуры, «неожиданно» сгоревших или просто уничтоженных «неизвестными вандалами», в случае с этим домом до поры все делалось прямо-таки образцово-показательно. На площадке были проведены археологические раскопки, а сам сруб вывезли на реставрацию в Кириллов. Процессом занялась фирма известного реставратора Александра Попова: под его началом, например, в свое время восстанавливался самый древний из сохранившихся на Вологодчине деревянных памятников - церковь Ризоположения в Кирилло-Белозерском монастыре.
Но на этом благодать и закончилась: в какой-то момент реставраторы и городские власти не сошлись в расценках, со слов того же Николая Дьякова спорная сумма составила около 8 млн руб. В сентябре прошлого года здание передали другому подрядчику, и городские чиновники не нашли ничего лучшего, как обвинить Попова в некомпетентности и некачественном ведении работ. Музейная общественность области встала на защиту специалиста, в том контексте, что финансы финансами, но не надо «переводить стрелки» на профессионализм. Масла в огонь подлил тот факт, что при транспортировке «Дома кружевниц» обратно в Вологду оказались повреждены декоративные элементы здания.
Полное заключение министерская комиссия обещает дать к концу марта, но ее предварительные выводы опубликованы уже сейчас. Вкратце они заключаются в том, что к реставрационным работам в Кириллове серьезных претензий нет, и обвинения вологодских чиновников, что памятник там «испортили», не имеют под собой оснований. А вот к нынешним условиям содержания дома вопросы как раз есть: к примеру, не обеспечена даже пожарная безопасность, та же охрана топит дровяную печку слишком близко от стен. В самом здании - сырость, оно плохо проветривается, а некоторые ценные декоративные элементы хранятся прямо под открытым небом.
«Складывается впечатление, что нынешние подрядчики, может быть, и хорошие строители, но реставрация памятников деревянного зодчества, скажем так, не их сильная сторона, они просто не знают элементарных вещей», - резюмировала глава экспертной комиссии Минкультуры, архитектор-реставратор высшей категории Марина Капустина.