Где падает, где растет
Само появление «свободных тарифов» на пассажирский транспорт связано с новым федеральным законом, который был принят летом этого года. С 2016 года регионы могут выбирать - проводить конкурс и устанавливать строго определенную стоимость пассажирских перевозок, либо разрешить перевозчикам регулировать цены самостоятельно. Вологодская область, как и большинство других субъектов РФ, выбрала второй вариант, что было официально подтверждено на последней сессии областного Заксобрания на прошлой неделе.
«Рынок транспортного обслуживания формируется в конкурентной среде, поэтому нужно создать почву для развития этого направления. Введение нерегулируемых тарифов позволит нам частично решить этот вопрос. Кроме того, это даст возможность на многих маршрутах снизить стоимость перевозок», - прокомментировал председатель комитета ЗСО по экономической политике и собственности Евгений Коротков.
В крупных городах повод для такого оптимизма, в принципе, имеется. Например, в Вологде частные автобусники уже давно чисто формально следуют установленному тарифу в 25 руб., но на деле проезд обходится дешевле: после первой же поездки пассажир получает 20-процентную скидочную карту, срок действия которой не ограничен. Благодаря новому закону, необходимость в таких экзерсисах отпадает.
Что же касается автобусного сообщения между районами, то здесь прогнозы, судя по всему, менее обнадеживающие. По крайней мере в правительстве области уже заявили, что власть намерена заключить с перевозчиками соглашение о повышении тарифов не больше чем на 10% и только раз в год (документ пока находится в «стадии обсуждения» - Прим.Ред.) Заметим также, что регулирование тарифов на перевозки внутри одного муниципалитета, к примеру, на территории Вологодского или Череповецкого районов, относится к компетенции местной власти.
Электрички подорожают
Другой значимый тариф - на пригородные электрички - подобной свободой в следующем году похвастаться, увы, не сможет. Более того, вологжан совершенно точно ждет рост цен на поездки в пригородных поездах - на 24 коп. за км (с 2, 40 до 2,64 руб.). То есть стоимость всех билетов вырастет на те же 10%. Новая цена будет действовать уже с 1 января 2016 года.
При этом область по-прежнему будет компенсировать железнодорожникам (конкретно - Северной пригородной пассажирской компании) разницу между реальным и экономически обоснованным тарифам, проще говоря, возмещать убытки от перевозок. В 2015 году эта разница составила 78 млн руб., по следующему году, как заявил замгубернатора области Виталий Тушинов, цифры пока не известны. Что касается ситуации начала 2014 года, когда электрички на какое-то время были вообще отменены из-за разногласий между СППК и чиновниками, то она, как уверяют областные власти, повториться не должна — разруливать тарифные споры теперь будет Федеральная антимонопольная служба.