В пожарном темпе
Решение о приватизации ПАТП-1 гордума Вологды утвердила в конце марта. Проект решения об акционировании появился буквально за два дня до сессии, на следующий день был рассмотрен на комитете по бюджету и налогам, получил заключение КСП и, естественно, был принят.
Однако при изучении финансового состояния ПАТП невольно закрадывается мысль, что на рынок с неясными пока целями выпущено предприятие-потенциальный банкрот. Сегодня на МУПе висит долг по налогам в 60 млн руб. и почти 140 млн руб. долгов по кредитам. КСП в своем заключении констатирует: «Финансовое состояние предприятия неустойчивое». Так что накачивать новое акционерное общество бюджетными деньгами все равно придется: ПАТП уже подало заявление в Арбитражный суд на... администрацию Вологды. Автобусники просят возместить им «недополученные субсидии по обслуживанию социально значимых маршрутов». Цена вопроса - примерно 110 млн руб., и если требования будут удовлетворены, это позволит ОАО какое-то время продержаться на плаву. Но кому может понадобиться банкротство крупнейшего автобусного перевозчика Вологды?
"Я не готов утверждать о готовящемся банкротстве, это, скажем так, совсем пессимистический сценарий, - прокомментировал АиФ депутат Гордумы и председатель ряда общественных организаций Вологды Михаил Ноздрачев. - Но обратите внимание: существующая сейчас форма юрлица ПАТП 1 - МУП, в случае его банкротства, дает нам больше гарантий на сохранение используемого им муниципального имущества. Например, в случае возникновения реальной угрозы потери городского имущества можно простым решением Думы это имущество изъять, потом банкротьтесь и делайте что хотите, город ничего не потеряет. Если же преобразовать МУП в ОАО, вместо имущества, город будет обладать только правом собственности на акции. При банкротстве же в первую очередь предприятие-банкрот рассчитывается с кредиторами, акционеры получают только то, что останется после расчетов - как правило, ничего..."
Никакой выгоды
Чтобы оставаться до конца объективными, нужно было бы рассмотреть и сценарий оптимистический. Представители ПАТП от комментариев воздержались, и мы обратились к пояснительной записке к проекту приватизации. И с некоторым удивлением прочитали: «Прямого экономического эффекта от приватизации путем преобразования МУ ПАТП-1 в открытое акционерное общество не предполагается». Кстати, под документом стоит подпись заместителя главы Вологды, начальника департамента имущественных отношений Евгения Скородумова.
Говоря о необходимости приватизации, городские власти ссылаются на то, что «деятельность по перевозке пассажиров» не относится к вопросам местного значения, и функции ПАТП не соответствуют закону «О государственных муниципальных и унитарных предприятиях» 2002 (!) года. Получается, больше 12 лет автобусники работали незаконно?
И еще один момент: частные перевозчики не раз пеняли на то, что администрация Вологды лоббирует интересы ПАТП при проведении конкурсов на обслуживание автобусных маршрутов. На то, что ситуация изменится, надеяться не стоит, поскольку главным и единственным держателем акций ОАО будет все та же администрация. Так что и пассажиры вряд ли дождутся перемен к лучшему в том бардаке, который творится сейчас в городе: отсутствие единого проездного, дублирующие друг друга маршруты и так далее. Резюмируем: прямой выгоды городу нет; выгоды для пассажиров — нет; имущество самого предприятия становится беззащитным перед кредиторами. Вопрос о том, кому и зачем понадобилась эта приватизация, оставляем открытым.