Примерное время чтения: 4 минуты
184

Кому крапивы? Что стоит за нашумевшей фразой чиновника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 11/02/2015
Online Вологда / АиФ

Фраза Евгения ШУЛЕПОВА, процитированная множеством не только российских, но и зарубежных СМИ, была произнесена на очередном заседании антикризисного штаба города 5 февраля. «Соглашение о ценообразовании (с продуктовыми сетями - Прим.Ред.) позволит нам стабилизировать цены на продукты питания. Нужно помочь населению справиться с этой ситуацией и пережить это тяжелое время. Понятно, что придет весна - пойдет крапива, и будет легче. Но до весны еще дожить надо», - заявил глава Вологды.

То, что самому главе и его окружению, вероятно, показалось смешным, у простых граждан вызвало вполне оправданное возмущение: на фоне общего подорожания продуктов и падения реальных доходов людей подобные перлы власти выглядят не совсем уместно. Примерно с тем же «успехом» можно юморить, к примеру, о жертвах конфликта на Украине. Кстати, украинские интернет-сайты тоже не упустили возможность перепечатать слова вологодского главы, причем в своеобразном контексте: в России, мол, с продуктами совсем плохо, уже начинают крапивой питаться. Так что по факту скандал вышел на международный уровень. Мало что изменил и последовавший вечером 6 февраля официальный ответ администрации Вологды о том, что фразу Шулепова следует расценивать как шутку, «вырванную из контекста», и никаких советов по употреблению крапивы в пищу градоначальник не давал.

О чем же в реальности шла речь на антикризисном штабе, и что заставило главу Вологды произнести столь популярную ныне реплику о крапиве? Обсуждались - кстати, при участии представителей тех самых торговых сетей - две инициативы, призванные, по мнению городской власти, улучшить ситуацию с ценами на продукты. Причем обе идеи - сомнительные.

Одна из них — пожелание видеть на прилавках магазинов не менее 60% товаров местного производства. По мнению чиновников, именно вологодские продукты дорожают медленнее всего. «Данные Росстата показывают устойчивый рост цен на гречку, рыба, рис, сахар. И только продукты местных производителей - мясо, хлеб, молоко, овощи - удерживают цены на уровне докризисных или показывают незначительный рост. Но приобрести эти товары можно не везде: торговые сети, особенно федеральные, вологодскую продукцию берут на свои прилавки с неохотой», - заявили в горадминистрации.

Однако, ссылаясь на статистику, управленцы лукаво умолчали о важном нюансе: привозные мясо, хлеб и молоко тоже дорожают медленнее сахара и гречки (а откуда в администрации столько оптимизма по поводу овощей, которые вместе с общим ростом цен сейчас переживают еще и обычное сезонное подорожание, вообще не совсем понятно). Более того - мониторинг цен в вологодских магазинах, проведенный АиФ собственными силами в конце января, показал, что как раз завозные продукты стоят дешевле местных, и порой существенно. Например, разница в цене на масло при сравнимом качестве доходит до 10-20 рублей за пачку, на мясо птицы - примерно на ту же цифру. Так что на самом деле поддержка местного производства — вовсе не попытка сбить цены. Скорее власти предстоит решать, в чьих интересах действовать - производителей или покупателей.

Нужды покупателя вроде бы учитывает вторая инициатива, рассмотренная на городском антикризисном штабе - сдерживание цен на линейку так называемых социально значимых продуктов. Всего в этом перечне 20 наименований, в том числе дешевые сорта белого и черного хлеба, молоко, кефир, а также яйцо, картофель, мука, мясо, рыба и некоторые другие товары. «Сдерживающее» соглашение подписали представители 14 федеральных и региональных компаний, сообщили в администрации города.

Но то, что на первый взгляд видится панацеей от бед, на деле может оказаться роковой ошибкой. Понятно, что от своих обязательств ритейлеры не откажутся, однако объем продаж социально значимых продуктов им никто навязать не может. А какой смысл предпринимателю увеличивать или хотя бы держать на прежнем уровне продажи товара, который сбывается по невыгодной цене? Результаты такой политики уже понемногу проявляются на прилавках магазинов: зачастую они заметно пустеют к концу дня (крайне редкая ситуация еще полгода назад), а иногда на них появляются продукты со сроком годности, что называется, «на грани»: день-два, и можно выбрасывать. Налицо первые, пока еще не слишком страшные, но тревожные признаки грядущего дефицита. В такой ситуации пресловутая крапива, которую можно добыть бесплатно и без очередей, действительно оказывается не худшим вариантом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах