aif.ru counter
169

Профессорский взгляд: что будет с нашей математикой?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 03 20/01/2016
личный архив

АиФ расспросил Александра Зейфмана о состоянии дел в высшем образовании, о том, хватает ли Вологде специалистов соответствующего профиля, и к чему привело создание в областном центре единого классического вуза.

Кругом гуманитарии?

- Александр Израилевич, для начала расскажите про общее состояние математического образования в Вологде и в Вологодской области. Насколько высок уровень наших абитуриентов?

- Общий уровень абитуриентов, разумеется, снижается. Связано это, по-видимому, с изменившейся системой школьного образования, когда основной упор делается не на базовые знания, умения и стремление к познанию, а на успешную сдачу ЕГЭ. Поэтому у большинства студентов сейчас очень глубокие пробелы в школьной математической подготовке. С другой стороны, ЕГЭ позволяет выпускникам наших школ без особых проблем поступать в большинство вузов Москвы и Санкт-Петербурга. В результате большинство тех, кто в состоянии учиться у нас, сейчас едут в столичные вузы.

- Вам не кажется, что Вологда – все-таки «город гуманитариев», таких вакансий здесь всегда много, и основные учреждения образования «заточены» именно под гуманитарные дисциплины? И что будет с высшим математическим образованием в Вологде и в стране в ближайшие годы?

- В Вологде нет особого гуманитарного уклона, и достаточно приличная математическая подготовка есть у выпускников многих вологодских школ. Конкурс федеральных профессоров математики, который проходил впервые, как раз связан с общей программой развития математического образования в стране, с поддержкой фундаментальных исследований. Ведь именно уровень математического образования в СССР был тем, что позволяло стране быть одной из ведущих мировых держав. Сейчас развитие наукоемких технологий во всех сферах реальной экономики невозможно без высокого уровня базовой математической подготовки исследователей и инженеров. Руководство страны, похоже, это понимает, так что есть некоторые основания для сдержанного оптимизма.

Наши на высоте

- Достаточно ли у нас в вузах бесплатных, бюджетных мест для математиков? Откуда в последние годы такой крен в сторону платного образования, почему наши выпускники часто уезжают учиться в другие города, и хорошо ли это?

- Бюджетных мест, вероятно, хватает. Дело в том, что от студентов на наших специальностях требуется освоение классической университетской программы как по математическим, так и по компьютерным дисциплинам. Так что для большинства учиться оказывается гораздо сложнее, чем поступить. Платное образование, по крайне мере в провинции, очевидно, привлекает именно сравнительной легкостью обучения и получения диплома с надеждой как-нибудь потом устроиться на работу. Насчет обучения в других городах – как я уже говорил, сейчас поступить гораздо проще – во-первых, не надо сдавать экзамены, во-вторых, конкурс в большинство столичных вузов резко упал. Плюсы обучения в них понятны, из минусов можно сказать прежде всего о том, что студенту необходима для успешного обучения в такой ситуации самодисциплина. Кроме того, как правило, в столичных вузах практически отсутствует индивидуальная работа со студентами.

- Есть ощущение, что учителей, менеджеров, юристов у нас — пруд пруди, а хватает ли реально городу и области математиков и, условно говоря, компьютерщиков? Отвечает ли их «качество» современному уровню развития науки?

- Наши выпускники – математики и компьютерщики – имеют достаточно высокий уровень подготовки, об этом можно судить по их дальнейшей профессиональной деятельности. Так, наши специалисты по прикладной математике и информатике, первый выпуск которых состоялся в 2000 году, успели уже основать ряд известных далеко за пределами Вологды компьютерных фирм, защитить больше 10 кандидатских диссертаций, причем не только по физико-математическим, но и по техническим и экономическим наукам. Пруд пруди менеджеров и юристов – может быть, а вот про учителей так сказать никак нельзя, и одной из задач программы развития математического образования в области как раз и является подготовка и повышение квалификации учителей математики.

Востребовано ли сегодня математическое образование, или загнано в угол?
Востребовано ли сегодня математическое образование, или загнано в угол? Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Откуда «утечка мозгов»?

- Кстати, о классическом вузе. С момента нашумевшего объединения ВоГТУ и ВГПУ прошло несколько лет, большое, как известно, видится на расстоянии. Что в целом стало лучше, что - хуже, как это сказалось на подготовке специалистов вашего профиля?

- С одной стороны, большой вуз – несомненный плюс как для подготовки кадров, так и для научной работы. Кроме того, получение грантов на научные исследования связано с уровнем не только самого ученого, но и вуза. То, что в Вологде есть классический университет, должно повысить общий уровень города и области. С другой стороны, процесс объединения и создания на базе ВоГТУ и ВГПУ по существу нового классического вуза достаточно сложен и длинен, так что результаты его, думаю, еще далеко впереди.

- Напоследок небольшой провокационный вопрос. Вы - известный ученый, причем не только в России, но и за ее пределами, не возникало ли мысли уехать из страны? И почему, на ваш взгляд, продолжается пресловутая «утечка мозгов» из страны на Запад?

- Я живу в Вологде, с перерывом на обучение в аспирантуре Рязанского пединститута, уже почти 50 лет. Для работы математика не требуется специальное оборудование, общение с коллегами возможно как через Интернет, так и при поездках на конференции, а присылаемые на рецензирование статьи из зарубежных журналов позволяют быть в курсе самых последних исследований. Я достаточно часто бываю в разных городах и странах, как правило, быстро начинает тянуть домой. В экспериментальных науках, где требуется серьезная лабораторная база, вероятно, ситуация другая, и не всегда есть возможность работать в России на мировом уровне.

Досье

Александр Зейфман - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики ВоГУ. Родился в Ярославле (1954 г.), в Вологду переехал в 1967 году, здесь окончил школу и педагогический институт, затем - аспирантуру Рязанского пединститута. В вузе преподает на различных должностях с 1980 года. В начале этого года признан Министерством образования и науки одним из 18 федеральных профессоров математики, т.е. ведущих ученых страны в этой сфере, которые получат возможность работать в лучших вузах.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах