- Сергей, вы живете на улице Металлургов рядом с проходной «Северсталь Метиза», но, несмотря на это, решили повременить с переездом?
- Да. Скопленные деньги потратил на фильм. Потому что такая у меня была мечта.
- А родные не ругались, что вы так распорядились деньгами?
— Наоборот, поддерживали и помогали. Сценарий мы написали вместе с женой Ольгой. На него ушло четыре месяца. Съемки шли с мая 2014 года по сентябрь. Моя жена, кстати, вместе со своей мамой сшила и большинство костюмов для фильма.
- Ни за что не поверю, что кто-то может просто так взять и снять фильм, вы ведь понимаете, о чем я…
— Верно. Я этим делом занимаюсь больше двадцати лет. Работал еще в первом составе телестанции «Канал-12». Теперь у меня свой центр «Сезар». Снимаю документальные фильмы, клипы. Не побоюсь сказать, что среди них есть более-менее известные - «Инстинкт свободы», который я снял в Грузии, «Краб наносит удар, или где искать великую Русь», сделанный о Белозерском крае.
- До этого дня вы были известны больше как оператор, но не режиссер…
- Я бы и сейчас не стал причислять себя к режиссерам. И это отражалось на съемочной площадке. К актерам я относился больше как зритель. Объяснял им задачу и смотрел. Если что-то мне не нравилось именно как зрителю, как человеку, который наблюдает за процессом через видоискатель камеры, переснимали. Случалось и по 20 дублей сделать. Бывал иногда и груб, вспыльчив. За это каюсь.
- А учились вы у кого, имею в виду на каких фильмах и у каких режиссеров?
- Я 20 лет я смотрел, как работают другие. Вот и все.
- Я слышал, что фильм «Заклятие Велеса» - это комедия…
- Да. В духе Леонида Гайдая. Герои будут перемещаться из 16 века в наши дни. Я долго изучал времена и личность архиепископа Пимена Черного, который жил при Иване Грозном. Есть данные, что за время своего церковного правления он приказал казнить очень большое количество человек. Так что скажем так, фильм – это комедия с элементами триллера.
- Для чего и кого вы сделали картину?
- Для Череповца. Знаете, мне хотелось в первую очередь показать себе самому, что я могу сделать что-то удивительное, что мы, череповчане, это можем. Есть чувство, что в результат мало кто верил. Тем более приятные эмоции испытываешь, когда все получается. Каждому человеку нужно пройти через препятствия, чтобы ощутить вкус победы. В съемках приняли участие сотни людей. Они не просто так это делали, ведь фильм – это то, что останется на память их потомкам.
- Сильная мотивация. А есть ли что-то, что может помешать вам уже после съемок и монтажа?
- Да, это бюрократия. Я готовлю документы на фильм в министерство культуры. Без прокатного удостоверения показывать его публике нельзя. Только если провести несколько премьерных показов. Это займет немало времени, так как у меня нет связей в минкульте.
- Откуда взялось название и кто вообще такой Велес?
- Велес – славянское божество, покровитель скотоводов и одновременно колдунов и ведьм. Ведь те, кто умел лечить животных, считались колдунами. Почему заклятие? Потому что оно, наложенное на нас предками, существует до сих пор. В фильме два пласта – 16 век и наши дни. Главная колдунья, поклонница Велеса, в современном Череповце очень неплохо обретет себя, у нее будет бизнес и стабильный доход.
- Кто снимался в картине?
- Многие писали, что актеры все непрофессиональные, но это не совсем так. Это ребята из театра «Знак», певцы, музыканты, то есть творческие люди. Исполнитель роли милиционера политик Александр Захаров имеет образование театрального режиссера. Предприниматель Андрей Шарынин, известный горожанам как клоун Карл, сыграл очень хорошо. Был один актер в картине, про которого можно сказать, что он профессионал – Владимир Ульянов из Камерного театра.
- Это правда, что он скончался во время съемок?
- Да. 20 сентября 2014 года. Пневмония его скосила. В фильме Володя сыграл дьякона. В последней сцене, которую мы сняли с его участием, в его руке ломается православный крест. У нас мурашки по коже поползли, когда мы увидели это. Все поняли - это нехороший знак. После этого Владимир не протянул и нескольких недель. Мы утратили талантливого человека. Его похоронили на родине – в Ферапонтово.
- А какая сцена далась труднее всего?
- Сцена сжигания ведьмы. Снимали ночью в Кадуйском районе. Сначала дали объявление, что всем, кто имеет русский костюм, добро пожаловать на съемки фильма. Собрали всех участников (50 человек) на автовокзале в Кадуе и поехали на машинах на заранее подготовленную поляну. Съемка продлилась 9 часов. Я даже потом написал людям: мы такие разные. Мы из разных уголков Вологодчины. Но мы собрались в Кадуйском лесу и сделали это – ключевую сцену фильма «Заклятие Велеса». Спасибо всем, кто принял участие в этой сцене. Вместе мы победим!
- Правда, что фильм получался едва ли не на пять часов, вы его укоротили до двух с половиной, а потом и вовсе до двух?
- Так и есть. В самом окончательном варианте он чуть больше двух часов. Всего было снято 40 сцен. Не все вошли в ленту или вошли не полностью, что нормально.
- Вы уже сказали, что сняли фильм на свои деньги. Но ведь кто-то вам все равно помогал?
- Друзья и единомышленники. Семья. В усадьбе Гальских и доме-музее Верещагиных комнату со скидкой дали для съемок, но ведь со скидкой – это не бесплатно. Вообще, на меня иногда смотрели как на сумасшедшего. Городские телеканалы не стали участвовать. Даже ответа не дали. Хоть бы послали куда подальше. Благодаря детской киностудии «Мир» и стараниями Владимира Тревогина, преподавателей и курсантов военного института и поликлиники №2, мы сняли сцену в палате психиатрической больницы. Череповчанин Владимир Тревогин у себя на даче буквально «сделал XVI век». Задолго до того, как стали снимать фильм. Он и сам не знал, зачем это сделал. Но когда я его встретил и все это увидел, был поражен. Его дача до последнего гвоздя легла в этот фильм. Ничего подобного я не мог найти в Кириллове. В основном все делалось на общественных началах, 20 организаций нам помогали. Денег никто не давал. Но, к примеру, строительная фирма разрешила снимать на крышах их зданий.
- А правда, что вы «Заклятие…» отправили на фестиваль в Канны?
- Сначала хотел послать в Берлин. Но на нынешний Берлинский кинофестиваль мы уже не успели. Но обязательно подадим заявку на следующий и на Венецианский. А в Канны лента уже отослана. В Череповецком госуниверситете сделали перевод на английский язык, а я наложил титры.
- Фильм сделан, что дальше?
- Будет что-то, уверен. Когда осилил такую большую работу, перестаешь чего-либо бояться.
Досье
Сергей ЗАДОРИН родился в 1969 году. Окончил речное училище по специальности «штурман» и Морской рыбопромышленный техникум в Архангельске. В 2014 году получил высшее образование в МУБиНТ по специальности «менеджер». Женат. Есть сын. Увлекается спортом, изучением иностранных языков. Создатель и глава продюсерского центра «Сезар». Работал оператором на ТС «Канал-12» в 90-е годы.