История падения
Для начала вернемся в 2013 год. Тогда власти города пошли на беспрецедентные меры по поддержке ПАТП-1, и даже заявляли, что все частные перевозчики должны убраться с рынка. Результатом стал затяжной конфликт с распределением городских маршрутов: большая их часть досталась именно ПАТП-1 (побочные последствия для вологжан - бардак с перевозками и отсутствие единых городских проездных). Частники «выдавливаться» отказались и уже третий год небезуспешно оспаривают свои права в судах и УФАС. Так, буквально на днях вологодское управление Федеральной антимонопольной службы вынесло очередной вердикт: по трем городским маршрутам (№1, №40 и №37э) конкурс проводился с нарушением закона о защите конкуренции, соглашения с ПАТП-1 на их обслуживание должны быть расторгнуты.
В 2014 году было объявлено о скорой реорганизации ПАТП-1 из муниципального предприятия в акционерное общество, однако «воз и ныне там». Вскоре начались проблемы с выплатой зарплат: только в сентябре-октябре этого года судебные приставы взыскали с предприятия в пользу работников в общей сложности около 7 млн руб. - для этого пришлось опечатать пару автобусов и кассу предприятия. Наконец, на прошлой неделе последовало официальное сообщение от администрации города: директор ПАТП-1 Алексей Карулин, занимавший свой пост с 2009 года, отправлен в отставку.
«В июне этого года трудовой договор с директором МУП «ПАТП-1» был продлен на полгода с тем условием, что со стороны руководства будут приняты необходимые меры по стабилизации и улучшению обстановки на предприятии. Испытательный срок закончился. К сожалению, меры не были приняты», - прокомментировал это увольнение начальник департамента градостроительства и инфраструктуры города Антон Мусихин.
Дорога в Питер?
Интересно, что временно исполняющим обязанности назначен бывший заместитель по качеству Евгений Пурин, который до ПАТП-1 числился начальником производства в компании «Питеравто» из Санкт-Петербурга. С «Питеравто» вологодское предприятие связывают тесные деловые отношения - в частности, по покупке и аренде автобусов. Одно время в кулуарах власти поговаривали, что именно эта питерская компания может оказаться новым собственником ПАТП, если предприятие все-таки обанкротится (в администрации Вологды заявили, что кандидатура Пурина не окончательная, и сейчас изучается список претендентов на вакантное место — Прим.Ред.) Впрочем, депутат Гордумы Михаил Ноздрачев считает, что эта сделка, даже если бы она рассматривалась, под большим вопросом.
«На ПАТП-1 куча долгов, подвижной состав «никакой», предприятие работает с убытком, - прокомментировал Ноздрачев. - Нужен ли «Питеравто» такой сомнительный актив? Не уверен. С моей точки зрения, лучшим вариантом было бы сдать активы предприятия в аренду как раз частным перевозчикам — возможно, им удалось бы поставить ПАТП на ноги».
Как бы то ни было, очевидно, что коллапс с автобусными перевозками в Вологде не «рассосался», и жителям города, вероятно, еще предстоит не раз почувствовать на себе его последствия.