aif.ru counter
401

"Актер - это диагноз". Ирина Горожанова о том, почему артисты не бастуют

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 05/08/2015

 

Меньше, чем зарплата

- Ирина Михайловна, что все-таки происходит с финансированием вологодских театров? Сперва были разговоры, что денег катастрофически не хватает, сейчас обсуждение как-то немного затихло - проблема решается?

- Расскажу по порядку: процесс начался еще в феврале этого года, просто до какого-то момента все это происходило, так скажем, при закрытых дверях. Пока ситуация не дошла до той точки, когда руководители театров решили, что надо хотя бы объяснить общественности, что происходит. Не буду приводить конкретные цифры, скажу лишь, что финансирование одного из государственных вологодских театров, например, уменьшено до размеров ниже фонда заработной платы. Мы очень долго оббивали пороги правительства области, добивались встречи руководства региона с руководителями театров, чтобы нам объяснили, что происходит и какова конечная цель таких жестких решений. Ничего не добившись, обратились к председателю СТД РФ Александру Калягину с просьбой помочь вологодским театрам в их тяжелой ситуации. Результатом этого обращения стало письмо советника президента России Владимира Толстого губернатору Вологодской области в поддержку государственных театров Вологды. Когда и после этого ничего не изменилось, опубликовали всю переписку в Интернете, и положение областных государственных театров стало достоянием общественности. Встреча с властями в результате состоялась, но логику решений мы так и не поняли. Либо есть задача улучшать работу государственных театров, либо ее нет. При сегодняшних раскладах - скорее второе.

- В принципе, сам смысл печально известного слова «оптимизация» понятен: работайте лучше, но людей должно быть меньше, а зарплаты - скромнее. В театре такая же история?

- Да. Причем «оптимизацией» расходов это можно назвать очень условно. Например, в наших театрах в первую очередь были выведены за штат уборщики, пожарные, охрана, билетеры и прочий обслуживающий персонал. Но все эти люди остались работать, просто они числятся в других фирмах - это так называемый аутсорсинг, и получается, что театр тратит на них даже больше, ведь фирма тоже что-то берет за свои услуги. Ни один нормальный управляющий так свои финансы оптимизировать не будет. Единственный момент - государство с себя эти расходы сняло. Получилась, кстати, красивая статистика: теперь средняя зарплата в театрах приближается к средней по области, так как из статистики выведены все работники, имеющие минимальный размер оплаты труда. Но все это только на бумаге.

"Голоса истории" стали одним из брендов Вологодчины, но для поддержки театров фестиваля все-таки мало. Фото: АиФ/ Наталья Молчанова

Актеров не бережем

- Если государственным театрам не платит государство, что, замечу, несколько абсурдно, то за чей счет им жить?

- Платят зрители. Других источников дохода у театра нет. Коммунальное содержание здания (государственного!), новые постановки, налоги на имущество (государственное!) землю (муниципальную!) и другие расходы театра - оплачивают зрители. Но театр не может просто так взять и включить эти затраты в билет, поднять цену, и все. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что это приведет к потере части зрителей, лишит их доступа к театральному искусству. Театр не может так работать, его задача и потребность прямо противоположная: расширять аудиторию.

- Не говоря уж о том, что это немедленно оценят как «снижение эффективности», с непредсказуемыми последствиями?

- Что касается эффективности, то наши театры работают сейчас на максимуме, они играют много, практически на полные залы, притом, что у нас все-таки не Париж, не Москва, и нет такого потока приезжих. «Алые паруса» в ТЮЗе, «Кармен» в Теремке, «Гамлет» в Драмтеатре - это постановки, на которые все билеты распроданы заранее. А что творится сейчас с «Кармен»! Спектакль не только отмечен высшей национальной премией России – «Золотой Маской» - он востребован на лучших театральных фестивалях мира. По сложившейся практике театры, приглашенные на такие фестивали, оплату дороги берут на себя. Наш «Теремок» (пожалуй, самый малофинансируемый театр в стране) не может себе позволить такие расходы. И мировые фестивали в порядке исключения оплачивают Вологодскому театру проезд - только приедьте и покажите.

Но все это имеет обратную сторону - огромную нагрузку на актеров. Актеры работают «на износ». Особенно трудно не думать об этом в такие печальные дни, как сейчас, когда актеры уходят, в расцвете сил... Вот, у меня за спиной висит график работы одного из театров - 28 спектаклей в апреле, в феврале – 31 (!). Это на стационаре. А ведь есть еще выездные спектакли, репетиции… Попробуйте любого из чиновников поставить в такой график - им собственное тяжкое сидение в Белом доме покажется курортом, за который надо еще и приплачивать. А если финансирование не покрывает фонда зарплаты - что делать худруку? Отправить коллектив в дополнительный неоплачиваемый отпуск? А вы уверены, что все актеры из него вернутся, что те, кто еще не оброс семьей и бытом, не уедут в другие области, где ситуация лучше нашей? И кто останется, кто будет замещать роли?

Театр - недешевое искусство, но эти затраты оправданы. Фото: www.uralcsd.ru

- Наши чиновники уверяют, что деньги на культуру «срезают» везде, и наши театралы еще в далеко не худшем положении...

- Нам эти цифры тоже приводили. Мы говорим - хорошо, давайте смотреть. Вот наши соседи, Архангельск, там финансирование государственных театров почти в полтора раза больше, Петрозаводск – сопоставимо с нашим... Ладно, не будем придираться к мелочам, что у них гораздо меньше площади театральных зданий, меньше плата за услуги ЖКХ - пусть. Главное другое: есть иные источники государственного финансирования расходов. По поручениям президента, регионы должны обеспечить дополнительное финансирование театров в виде грантов. Это, к примеру, постановочные гранты на новые спектакли, гастрольные гранты. В общем-то разумная мера, стимул к тому, чтобы работать лучше. У нас в области на всю культуру - подчеркиваю, на всю, включая и театр, и музыку, и литературу, и допобразование, и бог знает что еще, что можно отнести к этому понятию - существуют четыре гранта на общую сумму 900 тысяч рублей. На один такой грант не всякую книгу можно издать, не говоря о постановке спектакля. Это просто смешно.

- И как Союз театральных деятелей будет действовать дальше? Письма, митинги, забастовки?

- Нет, конечно. Артисты не могут устроить, например, «итальянскую забастовку», то есть работать строго по графику, но спустя рукава. Актер — это диагноз, если хотите. Он не может позволить себе сыграть хуже, сыграть средне. Это немыслимо по его внутренним убеждениям. Но мы действительно хотели бы понять, зачем «сокращать» театры, какова конечная цель. И может быть, предложить какие-то свои варианты выхода из ситуации.

Досье

Ирина Горожанова родилась в Вологде в 1955 году, выпускница Ярославского театрального училища. Играла в архангельском Драмтеатре и вологодском ТЮЗе, стояла у истоков народного театра «Раекъ» в Вологде. С 1990 г. - заместитель председателя вологодского отделения Союза театральных деятелей. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах