Итоги-2014. Что оставил нам уходящий год

   
   

Два основных события на политическом фронте Вологодчины в этом году - сентябрьские выборы «нового-старого» губернатора и введение института так называемых сити-менеджеров. И если первые прошли в условиях отсутствия хоть какой-то интриги и завершились полной победой Олега Кувшинникова (при этом предсказуемость результатов была настолько очевидной, что явка избирателей оказалась чуть ли не рекордно низкой), то второе нововведение сопровождалось долгой подковерной борьбой между областными и местными властями, в первую очередь Вологды и Череповца. Итогом стало компромиссное решение: действующим мэрам разрешили досидеть свой срок. Так что оценка эффективности нового института «управленцев» пока откладывается.

В общем и целом, политическое «болото» Вологодчины всерьез взбалтывать было практически некому, и в этом смысле действующая власть может занести 2014 год себе в актив. Хотя мелкие скандалы на политическом небосклоне всё-таки случались. Чего стоит одна только курьезная история с заместителем губернатора Алексеем Кожевниковым, застрявшем в туалете и сообщившем об этом через «Инстаграм».

Но если в политическом плане в наших водах царила тишь да гладь, то экономику области штормило не на шутку. Практически весь год прошел под знаком сообщений о том, что какое-нибудь предприятие оказалось под угрозой банкротства, а то и перешло эту грань. Причем это касалось самых разных сфер: птицеводства (Климовская и Шекснинская птицефабрики, первая в итоге передана УФСИН), молочной промышленности (Череповецкий молкомбинат, признан банкротом), лёгкой промышленности (проблемы на «Вологодском текстиле»), энергетики (банкротство «Вологдаоблкоммунэнерго», суд по долгам «Энергосбыта») и так далее - список можно продолжать. И все это - на фоне падения инвестиций, если, во всяком случае, верить не местным, а федеральным рейтингам: например, по версии агентства «РИА рейтинг» Вологодчина в отношении других регионов опустилась по уровню социально-экономического развития с 32 на 43 место, и основной причиной было названо как раз отсутствие серьезных «вливаний» со стороны. Плюс - продолжающееся падение налоговых поступлений от базовой отрасли - черной металлургии.

Справедливости ради отметим, что «ложкой меда в бочке дегтя» стал сбалансированный, не дефицитный бюджет области на будущий 2015 год. Однако и по нему остаются вопросы: например, какой ценой его удалось «вывести в ноль», и что станет при этом с бюджетами муниципалитетов? Эксперты АиФ еще в середине осени отмечали, что Вологда «кошмарно закредитована», и выбраться из долговой ямы в ближайшем будущем ей будет архисложно. Если такая ситуация в областном центре, что говорить о районах?

Здесь список «больных мест» для вологжан в 2014 году можно коротко перечислить тремя словами: цены, транспорт, ЖКХ.

По первой позиции на конец года все обстоит (пока?), как ни странно, неплохо. Да, инфляция налицо, но скажем откровенно: на фоне всех бед российской экономики и провалов курса рубля Вологодчина по ценам на товары первой необходимости, особенно на продукты, оказалась в числе наименее пострадавших регионов. И если оценивать ситуацию по принципу «могло ли быть хуже», то - могло, и еще как: по-настоящему заоблачных ценников вологжане пока не видели. Другое дело, что неясно, какие «сюрпризы» нас ждут на прилавках магазинов в следующем году.

   
   

А вот с транспоротом все намного печальнее, особенно с железнодорожным. Вялотекущий конфликт из-за пригородных поездов между правительством области и СЖД под конец года привел к тому, что «мина замедленного действия» все-таки сработала, и в следующем году область рискует остаться вообще без электричек. В перспективе - долгое судебное разбирательство. В этом же ряду стоит и «автобусный коллапс» в Вологде, начавшийся еще весной в результате споров между муниципальными (ПАТП-1) и частными перевозчиками. В результате областной центр перешел на хромую систему пассажирских перевозок, при которой нет ни единого для всех проездного, ни единой системы льгот, и не может избавиться от нее до сих пор.

Что касается ЖКХ, то здесь, помимо традиционного повышения тарифов (справедливости ради: пока - умеренного), область, как и вся страна, столкнулась с сомнительным нововведением в виде фонда капремонта жилья. Убедительных доказательств эффективности новой системы в этом году мы не получили, а дополнительные поборы с людей она обеспечивает уже сейчас. Может быть, стоило повременить с нововведениями и заняться более насущными проблемами? К примеру, огромными долгами объектов ЖКХ за поставки газа, из-за чего уже случились проблемы с подачей тепла на вологодской ТЭЦ, и в будущем эта беда вполне может коснуться других городов и районов.

Смотрите также: