Стоим на месте. Где и как покупать квартиру в кризис?

Илья Сваровский / АиФ

Об этом АиФ расспросил череповецкого риэлтора Анатолия Первушина.

   
   

«Есть такая профессия»

АиФ-Вологда, Илья Сваровский: - Анатолий, что вообще это за работа такая – риэлтор? Со стороны все выглядит довольно просто…

Анатолий Первушин: - Наша работа - это бизнес, и месяц на месяц в плане доходов здесь не приходится. Ненормированный рабочий день выматывает, непросто и с людьми работать. Успешными специалистами становятся лишь 10% тех, кто начинает заниматься недвижимостью. Все время нужно держать руку на пульсе: постоянно исследовать рынок, искать клиентов, делать по сто звонков в день, встречаться с людьми, контактировать с органами власти…

- Работа риэлтора в Череповце сильно отличается от такой работы в Питере, Москве или даже Вологде?

- Рынок в больших городах другой. Там есть значительная прослойка людей, которые живут на доходы от сдачи в наем, лучше развит рынок аренды. В больших городах другие темпы строительства, и всю эту массу жилья нужно продать! Так, по данным Росстата, в 2015 году в Москве ввели в строй 3 млн 781 тыс. кв. м жилья и 8,5 млн в области, в Санкт-Петербурге и области – 5,3 млн, а у нас в регионе только 845 тыс. А еще есть вторичный рынок, который несопоставим с нашим. Там крутятся другие деньги, у риелторов выше скорость работы, ответственность. Но и гонорары другие. Не фиксированная сумма, а процент от сделки. 

В Вологодской области строят гораздо меньше, чем в соседних Москве и в Питере. Но работы для риэлторов все равно много. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Почему дороже?

- Я уже понял, что некорректно сравнивать любой российский город со столицами, поэтому поговорим про Череповец и Вологду. Почему в областном центре жилье дороже? Череповец ведь лучше приспособлен для жизни, как мне кажется…

- С точки зрения инфраструктуры - быть может, да. Международный аэропорт, аквапарк, три ледовых арены, меньше проблем в сфере ЖКХ. Череповец компактный, хотя формально у него большая площадь, чем у Вологды, ведь в город входят и его промышленные предприятия. Но! Вологда - областной центр, здесь выше средний чек. Вологда аккумулирует деньги, которые потом распределяются по городам области. Есть и другие особенности. К примеру, у строителей в Вологде, скажем так, выше расходы, связанные с оформлением необходимых документов. Кстати, в конце 2014 года был принят генеральный план Вологды на 30 лет. Полюбопытствуйте - там всего 35 страниц. О каком снижении стоимости строительства жилья может идти речь, если продуманного плана застройки нет?

   
   

Как купить квартиру?

- Давайте все-таки перейдем к секретам покупки. Начнем с одного из самых часто задаваемых вопросов: правда ли, что ипотеку дают только на покупку квартир в новостройках, так ли это?

- Конечно, нет. Банк проверяет не только вашу платежеспособность, но и оценивает объект недвижимости, который вы хотите купить. По большому счету, это может быть хоть сарай. Если оценщик признает, что его можно без проблем продать, а значит, банк без опасений может принять этот сарай в залог, то вам дадут ипотеку. Процент по кредиту на новостройки всегда ниже, чем за вторичку, потому что у такого жилья невысокие риски. В нашей области не бывает ураганов, землетрясений - с этой точки зрения дому ничего не грозит. Но чем он старее, тем сильнее нуждается в капитальном ремонте, тем выше у объекта степень износа. А, значит, и продать его будет сложнее. 

- Я понимаю, что у вас есть цеховая солидарность, но все же - не поделитесь приемами, которые используют риэлторы?

- Могу. Клиент говорит, что хочет квартиру с определенными параметрами, за 1 млн. Вы говорите, что подобрали десять вариантов, но все они стоят 1 млн 300 тыс. Покупателю это не нравится, и он уже готов отказаться, и вдруг вы «вспоминаете», что есть еще один объект - за 1 млн. 100 тыс. Выгода в 200 тыс. отодвинет на второй план первоначальное желание совершить покупку на 100 тыс. дешевле. Есть и такой прием: видя, что клиенту очень нужно продать или купить, вы называете завышенную цену за свои услуги. Клиент соглашается: ну а что делать! Когда документы начинают оформляться, и сделка близка к завершению, вы говорите, что в стоимость ваших услуг входят расходы, например, на нотариуса. Клиент будет доволен, что сэкономил. Можно рассказать о статусе людей, которые живут или жили в доме, где вы продаете квартиру. «А в этом подъезде недвижимость у сына начальника такого-то цеха», или: «Тут когда-то жил бывший мэр города!» Люди любят квартиры с историей и думают, что богатые и властные жильцы – гарантия престижа и отсутствия проблем.

- Какому же риэлтору все-таки лучше доверить свои дела?

- Проще всего ориентироваться на мнение хорошо вам знакомых людей. Пусть они рекомендуют агента по недвижимости. Помните - риелторов много, они борются за клиента и репутацией дорожат. Сейчас не 90-е! Кстати, в России наша деятельность не регламентирована. У нас нет закона «О риэлторах». Для работы не нужны подтверждающие документы. Так что назвать себя риэлтором может каждый, кто продал хотя бы 6 соток земли.

- Чего нам ждать в этот кризис - удорожания недвижимости или удешевления?

- Такие вещи зависят от общего состояния экономики. Пока рынок стабилизировался. Цены не падают, но и не растут. А предложение опережает спрос. Сами видите, что в новостройках полно пустых квартир. Уменьшилось число тех, кто может купить квартиру сразу - без заимствований у банков. Это значит, что у людей стало меньше денег. Так что я так же, как и вы, смотрю телевизор и по новостям пытаюсь понять, что нас ждет.

Досье

Анатолий Первушин родился 1 марта 1982 года в поселке Суда Череповецкого района. Выпускник 2004 года Череповецкого госуниверситета по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Работать в сферу продажи недвижимости пришел в 2007 году.

Смотрите также: