Наталия Боева: жизнь в кружевах

личный архив

Было явно нерабочее время, но Наталию с ее коллегой Луизой Селяниной корреспондент АиФ застала за оформлением новой экспозиции.

   
   

Вначале был замысел...

- Сейчас как раз готовим открытие выставки заслуженного художника РФ Галины Мамровской «Мир дому твоему…» - рассказала Наталия. - Галина Никитична - член Союза художников России, профессиональный художник по кружеву. Больше тридцати лет она проработала на предприятии «Снежинка», придумала и создала больше трехсот технических рисунков уникальных кружевных работ.

- Допустим, художник придумывает образ, а что происходит дальше? Как выглядит путь к готовому кружеву?

- Это очень интересная, но и очень сложная работа, требующая большой точности. Чтобы создать сколок, по которому кружевница будет выплетать свою работу, нужно нарисовать эскиз, и при этом понимать, каким образом он будет воплощен. На техническом рисунке при помощи циркуля и линейки прорисовывается фоновая решетка, многочисленные точки – места, куда кружевница, когда будет плести, воткнет булавки. К работе художника подключается технолог, а уже дальше сколок попадает в руки к кружевнице.

- Наталия, про кружево вы рассказали. А как рождается музейная выставка? Это такой же сложный процесс?

- Сначала, конечно, возникает и продумывается идея, появляется название. Затем мы пересматриваем фонды, набираем информацию, ищем подходящие экспонаты... Потом решаем, как, какими средствами будем это строить. Хочется, чтобы выглядело все красиво, современно, оригинально.

- А «на гастроли» выставки удается вывозить? Знают про наш музей где-то кроме Вологды?

   
   

- Наши передвижные выставки побывали в Швейцарии, Хорватии, во Франции. Вологодское кружево знают в Рыбинске, Череповце, Нарьян-Маре, Белозерске, в Тверской области. Кстати, во время зимней Олимпиады посетители резиденции Деда Мороза смогли увидеть, как при помощи коклюшек рождаются настоящие произведения искусства. А в декабре прошлого года мы вывозили экспозицию «Кружева вологодские, ненаглядные» в Крым. Симферопольцы «на ура» встречали вологжан. Оказалось, у них есть своя студия кружевоплетения. И даже существуют работы по вологодским сколкам!

В десятке лучших

- Наталия, а как вы вообще попали на музейную работу?

- Еще в университете я закончила курсы экскурсоводов, пришла в Вологодский музей-заповедник. Присматривалась, как работает в «Мире забытых вещей» Татьяна Владимировна Касьяненко. Хочу сказать, что здесь много таких людей, которые живут работой, общение с которыми заставляет по-иному относиться и к миру, и к себе...

- Вы ведь помните, с чего музей начинался?

- Да, помню, как нас в это здание привели, и мы ходили по стройке, по каким-то досочкам, и с трудом представляли, что же тут такое будет. А получился уникальный музей, второго такого нет в мире. Стильный, хорошо оборудованный. Не случайно над его созданием работала целая команда профессионалов, которые кропотливо продумали все до мелочей. В 2012 году разработчики, устроители музея были отмечены премией правительства РФ. А люди, вологжане и гости города, вот уже пять лет приходят, чтобы получить кто эстетическое удовольствие, а кто и культурологический шок.

Кстати, в рейтинге крупнейшего туристического сообщества TripAdvisor, который выстраивается по отзывам путешественников, Музей кружева оказался в числе 10 лучших музеев России.

Музей кружева за несколько лет вырос в уникальное явление культуры. Фото: Commons.wikimedia.org

- Какие работы, экспонаты постоянной экспозиции вам самой нравятся больше всего?

- Назвать «любимчиков» очень сложно, ведь истории за каждой работой стоят удивительнейшие. В фондах больше 4000 экспонатов, а увидеть в экспозиции можно лишь 800. Но, конечно, назову нашу знаменитую «Снежинку» - самое большое кружевное панно, ее диаметр три метра. Автор - известная художница Виктория Николаевна Ельфина. «Снежинка» уже стала символом вологодского кружева...

- Все-таки, чтобы создавать такие выставки - нужно не только много знать, уметь. Кроме того, иметь вкус. Кстати, это врожденно? Кто у вас родители?

- У меня родители - инженеры. Я училась на факультете иностранных языков Вологодского государственного педагогического университета, свободно владею английским языком, а на немецком, французском - читаю, перевожу. За границей - да, приходилось бывать по работе. Благодаря ей объехала почти всю нашу область - Тотьму, Белозерск, Кичменгский городок, Великий Устюг, не говоря уже о Кириллове, Ферапонтове. Удивительные люди, удивительные музеи, которые призваны воспитывать любовь людей к тому месту, где они живут, где родились. А вкус, наверное, можно развить - недаром люди тянутся к прекрасному.

Рождение искусства

- Вас можно поздравить - у вас вышла книга стихов.

- Здорово, что Вологда - литературная столица, и приятно чувствовать, что и я к этому причастна. В серии «Том писателей» вышла моя книга «Знак улитки». Сложно переоценить идею - очень полезный проект, дающий возможность опубликоваться вологодским авторам. А читателям - приобщиться к современной литературе.

-Трудности при подготовке книги были?

- Мы никак не могли оформить обложку. В серии используются фотографии, и нужную никак не получалось найти. Мне даже предлагали сменить название. Я настаивала, объяснила задачу фотографу Алексею Кириловскому. Он увидел замысел и название книги по-своему, и благодаря ему получилась-таки нужная фотография с улиткой.

- И закончим разговор все - таки кружевами. Как вы думаете, не уйдут ли кружева в историю? Не вымрут, как динозавры? Ведь молодым вряд ли захочется сидеть месяцами над коклюшками – сейчас у нас другие ритмы, другие интересы…

- Нет, абсолютно нет. В студии при музее занимаются разные люди - по возрасту, образованию. Есть совсем молодые девушки - динамичные, деятельные, объездившие полмира и нашедшие в кружевоплетении и отдых, и пищу для души. Рождение произведения искусства - это увлекательно для всех. Кстати, я тоже изучила основные принципы плетения под руководством Или Сергеевны Верещагиной. Потому что очень важно знать нюансы, тонкости, иметь полное представление о предмете, которому посвящаешь свою жизнь.

Досье

Наталия Боева родилась в 1985 году в Вологде. Окончила факультет иностранных языков Вологодского государственного педагогического университета. Работает в Музее кружева со дня его основания. Автор книги стихов «Знак улитки», изданной в Вологде в 2015 году.

Смотрите также: