История игрушек. Как «кормилки» и «лихоманки» русской деревне жить помогали

Об этом АиФ рассказала мастер народных художественных промыслов Жанна Вересова.

   
   

Кукла как психолог

АиФ-Вологда, Наталья Молчанова: - Жанна Александровна, на носу первое сентября, дети пойдут в школу, а родители будут им говорить: «Берись за учебу, хватит играть в куклы!». Это правильно?

Жанна Вересова: - Если в наше время дети играют в куклы - это здорово! Это надо поощрять, а не запрещать. Если дети играют куклами, значит, они чувствуют себя в безопасности, а в их семье мир и лад. В старину было поверье: если дети играют в куклы, то все будет хорошо. А вот если куклы заброшены - дурной знак, значит, дело идет к войне…

- Может, поэтому девочки играли в кукол чуть не до самого замужества?

- Не только девочки, но и мальчики обязательно должны были играть.

Вместе с куклой дети инсценировали народные праздники, обряды венчания, свадьбы, сватовство. Обязательно играли в дочки-матери - учились быть взрослыми. Уходя из дома, девушка забирала с собой не только сундук с приданым, но и корзину с любимыми куклами.

- Неужели в крестьянской семье у молодой жены было время на детские игры?

   
   

- Кукол обычно делали из лоскутков, из старой хозяйской одежды, а значит, они сохраняли тепло родного дома. Вот девушка и уносила это тепло с собой, чтобы в новой семье создать точно такую же уютную атмосферу. В куклы невестка играла, пока не родит первенца. Невестке разрешалось разговаривать, общаться с куклами, над этим никто не смеялся.

- То есть это был психологический такой момент?

-Да, потому что жаловаться на свою жизнь можно было только куклам, а не соседушкам или подружкам. А когда появлялся малыш, куклы выполняли функцию оберега, их укладывали в люльку, и они ждали уже появления ребенка. Когда младенца спать укладывали - куколку над люлькой подвешивали, приговаривали: «Сонница-Бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Считалось, что кукла забирает беспокойство малыша, ребенок успокаивается и засыпает. 

- А как еще куклы помогали в воспитании?

- Было очень много кукол, которые учили ребенка, как правильно жить, как себя вести, какой поступок совершать. Мама, уходя, доверяла семилетней дочке и младших ребятишек, и заботы по дому. Как такой помощнице правильно кашу сварить? Мама скрутит куколку-помощницу величиной с детский чугунок, и показывает: «По ножки насыпь крупы, по плечико добавь воды, с головку-то каша и наварится». Вот так, через игру, детей и воспитывали.

«Буду Вуду»?

- Сейчас, наверное, редко какая мама на семилетнюю дочку дом оставит. За 100-200 лет подходы к воспитанию сильно изменились. Даже за 20 последних лет и мы стали другими, и наши дети…

- Конечно, другими. У детей появился Интернет, много информации, они стали «продвинутее». Но при этом не умеют общаться даже со сверстниками, не то что со взрослыми. Когда они приходят на занятие, куклы их объединяют, успокаивают.

- Современные дети не стесняются играть в куклы?

- Бывает, не понимают, зачем им это. Один мальчик мне как-то говорит: «Ну и че, я только из Египта приехал, что вы мне тут рассказываете?» Я ему: «А ты в Египте мог рассказать о наших русских традициях»? «Нет, - говорит, - а никто и не спрашивал». «А если бы спросили? Может, на следующее лето поедешь в какую страну, тебя спросят - а ты и не в курсе!» Дети должны знать историю края, в котором родились, свои корни. А бывает, ребята спрашивают: «Мы будем куклу Вуду делать?»

- Даже так?

- Да. Я объясняю, что таких кукол мы делать не будем, но они же уже насмотрелись страшилок, вот и задают такие вопросы.

- Но ведь куклы магические, наверное, тоже были в вологодских деревнях?

- У нас таких кукол нет. А вот куклы, которые лечили, в каждом доме были - «куклы-лихоманки», на них болезнь выманивали. Их делали по 7-12 штук, собирали в целую гирлянду, могли повесить на печку - и считалось, что болезнь, заходя в дом, вселится в этих кукол.

Девочка на скамейке - автопортрет мастерицы Вересовой. Так ей вспоминается момент, когда она впервые взялась за рукоделие. Фото: АиФ/ Наталья Молчанова

Феминистки - против

- Восприятие кукол у нас и за границей разное?

- Как-то в музей приехала группа из Германии. А я подготовила для них вепсскую кормилку - обережную куколку с пышной грудью. Заходит группа, мужчины и три женщины. Женщин все похожи друг на друга: прямая спортивная фигура, в очках, стрижка, даже цвет волос одинаковый. Увидели куклу – переглядываются недовольно, две сразу ушли. А одна все-таки села делать, и мне через переводчика говорит: «Это некультурно, такая грудь, «секси»!» А я говорю - ничего не знаю! Это символ плодородия, от слова «плодить»! Чем пышнее грудь у этой куклы, тем в доме больше будет детей рождаться, животных, урожай будет хороший. Немцы головой покивали, и мужчины грудь очень большую сделали, даже больше головы куклы, очень довольны. А вот женщина, хоть куклу и смастерила, грудь ей все равно сделала маленькую, с горошины.

- А кто увлеченней мастерит кукол - взрослые или дети?

- Ребенок – основной творец куклы. Дети играя в куклы, создавая их, соприкасаются со взрослым миром. А взрослые, наоборот, через куклу возвращаются в детство. И снова превращаются в мальчиков и девочек.

Досье

Жанна Вересова родилась в с. Шуйское. Работала в Доме детского творчества, руководителем изостудии «Крыница», в Вологодском музее-заповеднике, руководителем студии «Берегиня». Сотрудничает с ВГИАМЗ и центром ремесел «Резной полисад», проводит мастер-класс по росписи и созданию традиционных кукол.

Смотрите также: