Искусство под замок!

АиФ / АиФ

   
   

 

О том, что в реальности стоит за слухами о выселении галереи, почему нельзя трогать уникальные фонды, и когда искусствоведы смогут вздохнуть спокойно и не переживать за свое будущее, АиФ беседует с главным хранителем ВОКГ Любовью СОСНИНОЙ.

- Любовь Георгиевна, как вообще возник вопрос о передаче церкви здания Воскресенского собора на Кремлевской площади, где сейчас находится картинная галерея? И в чем смысл такой передачи?

- По-видимому, нашей православной церкви очень хочется, чтобы в Вологде и Софийский, и Воскресенский соборы стали главными соборами города, где митрополит ведет службы. Но как же быть с фондами областной картинной галереи? Почему церковь так неосторожно, во всеуслышание, говорит о том, что уже летом будет идти служба в Воскресенском соборе? Так остро ставить вопрос неправильно. Наверно, необходимо сначала решить, куда в этом случае переедет картинная галерея, что будет с произведениями, которые, замечу, принадлежат не нам, а государству.

- На самом деле очень странный конфликт: церковь и искусство, не находите? Или в нем есть какая-то «имущественная» подоплека?

- У нас, как известно, недавно появился новый архипастырь, и он, по всей видимости, ведет новую политику. Я в политические дела не вмешиваюсь, но давление на нас начинает усиливаться. При этом совершенно не вижу смысла сталкивать лбами церковь и культуру. Зачем? У нас по большому счету общие цели - духовно воспитывать людей. По крайней мере нам, представителям культуры, всегда так казалось.

   
   

- Спасать галерею вологжане взялись всем миром: сбор подписей, петиции в Интернете... Какие-то результаты уже есть?

- Резонанс действительно серьезный, люди приходят к нам и спрашивают: где ставить подпись в защиту? На прошлой неделе были на приеме в департаменте культуры, думаю, это как раз следствие того, что общественность обеспокоена нашей судьбой. Как нам было сказано, пока Воскресенский собор православной церкви отдан не будет, то есть галерея может подготовиться к тому, чтобы спокойно выехать. Хотя, откровенно говоря, такой переезд равносилен пожару. В соборе находится около трети всех наших фондов, это примерно 13-14 тысяч экспонатов, причем не только картин. Здесь и подборка народного декоративно-прикладного искусства: глина, кружево, стекло, которое перевозить очень и очень рискованно.

- Небольшой экскурс в историю. Каким образом картинная галерея оказалась в Воскресенском соборе?

- Отдел изобразительного искусства при областном краеведческом музее, из которого выросло наше учреждение, переехал сюда в начале 1950-х годов. Основные помещения собора на тот момент пустовали почти 20 лет - он был закрыт в начале 30-х. На цокольном этаже была какая-то мастерская, моторы делали. Тогда и возник вопрос - почему бы не открыть в Вологде свой выставочный центр? Так что лично я не принадлежала к тому поколению, которое разрушало церкви. Наоборот, мы восстанавливали и сохраняли!

- Вы говорите об уникальных фондах и ценных экспонатах. В наш меркантильный век как-то принято переводить понятие «ценность» на язык денег. Можно подсчитать, что рискует потерять государство, так сказать, в денежном эквиваленте?

- Работы, конечно, очень разные, как вологодских художников, так и мастеров Северо-Запада, Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем полотно может стоить 3000 долларов. Умножьте на количество экспонатов, которое я уже назвала, и подсчитайте. При оценке надо учитывать и такой момент: если эта вещь сделана художником, которого уже нет - ее ничем не восполнить и не восстановить, а большинство вещей именно такие.

- Получается около 40 миллионов долларов, или почти 2,5 миллиарда рублей по нынешнему курсу. Немало! Причем у вас ведь есть и коллекция икон, получается совсем уж парадокс: заочно «выселяя» картинную галерею, церковь ставит эти иконы под удар?

- У нас действительно есть небольшое иконописное собрание, хотя с фондами областного музея-заповедника, конечно, сравнивать сложно. Но некоторые наши экспонаты, связанные с православием, по-своему уникальны: например, «Царские врата» начала XVII века из-под Вологды - очень ценная, я считаю, вещь. Хорошие иконы нам подарил в свое время Владимир Корбаков, он был их ценителем и собирателем.

- Предположим, вам все-таки предложили «переселиться», и с фондами дело устроилось наилучшим образом: удалось их благополучно собрать и вывезти. Куда ехать, какие существуют варианты?

- Хотелось бы обсудить вопрос с «Русским домом», там великолепные площади. Для кого-то ведь находится место, почему для картинной галереи его нет? Кроме того, есть здание военного госпиталя, бывшего женского Мариинского училища. Дом на берегу реки Вологды много лет стоит бесхозным, ветшает. Одно время были разговоры насчет территории у Старого рынка, но там тоже нужны серьезные вложения...

- ...А на дворе кризис, вам, я слышал, тоже срезали финансирование, и напрашивается вопрос: на что строить или реставрировать?

- Совершенно верно. Так что культуру все-таки уничтожать не надо. Зачеркнуть - это быстро, а восстановить потом очень трудно.

- Немного статистики: насколько востребована у вологжан областная картинная галерея? И сколько экспозиций в год она выставляет?

- Вместе с выездными выставками - около 50 в год, то есть почти каждую неделю. Что касается посещаемости, то, если брать численность населения Вологды, получается, за год нас посещает в среднем каждый четвертый.

- Можно ли на сегодняшний день говорить, что проблема спасения галереи снята? Все-таки «сидеть на чемоданах» без вариантов переезда - не самое приятное занятие. И нет ли у вас опасений, что накал страстей через некоторое время схлынет — вот тут-то галерею и закроют?

- Отвечу сначала на второй вопрос: таких опасений нет, все же я верю словам руководителей областного уровня и не думаю, что они стали бы приглашать на разговор просто так. А проблема существования галереи будет снята, когда мы услышим, что либо учреждение остается на прежнем месте, либо переезжает по конкретному адресу. Тогда можно будет сказать: да, мы выжили и продолжаем свою деятельность.

Кстати

В Вологодской епархии на наш запрос о дальнейшей судьбе помещений Воскресенского собора ответили, что церковное ведомство не в курсе ситуации, и посоветовали обратиться к областным чиновникам, так как «здание в федеральной собственности, находится в оперативном управлении области».

Досье

Любовь СОСНИНА родилась в Вологде в 1951 году, закончила Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры имени Репина. В Вологодской областной картинной галерее работает с 1972 года, в настоящее время занимает должность главного хранителя. Заслуженный работник культуры РФ, член регионального отделения Союза художников России, искусствовед.

Смотрите также: