- Сергей Иванович, по последним данным в Вологде официально чуть больше полутора тысяч безработных. По прогнозам, в ближайшее время эта цифра вырастет еще на тысячу. На ваш взгляд, расходится ли эта статистика с реальностью?
- Официальные данные всегда ниже, чем на самом деле. Например, есть такая категория как вахтовики, выезжавшие работать за пределы области. В Москве приостановилось строительство коттеджей, и эти люди в ожидании, пока все наладится, ищут подработку в Вологде в качестве ремонтников, чернорабочих. Статистика их, естественно, не учитывает. Есть люди, которые не могут устроиться официально, потому что у них на руках нет необходимых документов - это в первую очередь приезжие. Есть, наконец, те, кто просто не идет на биржу труда и ищет работу самостоятельно. По моим оценкам, реальное количество безработных как минимум раза в три выше официального.
- При этом нас еще и пугают сокращениями, как в печально известный кризис пятилетней давности. Есть ли повод для сравнений?
- В 2008-2009 годах действительно были массовые сокращения, громкие банкротства. Сейчас речь идет в первую очередь об экономии. Предприятия сокращают издержки, если кто-то мог позволить себе иметь в отделе, скажем, 5 человек, то теперь ужимается до 2-3. Кроме того, на мой взгляд, некоторые профессии в нынешних условиях постепенно изживают себя. К примеру, это профессия торгового представителя, поскольку крупные сети - опять-таки в целях экономии - предпочитают работать напрямую с производителями товаров, посредники становятся не нужны. Однако замечу, что потребность в действительно хороших специалистах у компаний остается, особенно в производственной сфере. С ценными работниками на предприятиях расстаются очень неохотно.
- Тот кризис вошел в историю как «кризис менеджеров», именно офисные работники стали главным объектом увольнений и «черного юмора» в Интернете. А сейчас, я смотрю, не так: увольнения в льняной отрасли, в машиностроении, на почте...
- Сильнее всего всегда страдают рабочие профессии - что тогда, что теперь. Тогда это было не так заметно, потому что эти люди менее активны в том же Интернете, это не настолько афишировалось. Рабочего уволили - он не будет демотиваторы рисовать, пойдет на временную работу, грузчиком, разнорабочим. Конкретно по Вологде страдают самые распространенные у нас сферы - услуги и торговля.
- Опять немного официальных данных: зарплаты, которые предлагают на официальной бирже труда, в Вологде в большинстве случаев колеблются от 10 до 20 тысяч рублей. На фоне подорожания всего и вся - откровенно говоря, не деньги. Будет ли у нас хоть какой-то рост зарплат в перспективе?
- Прямо сейчас вряд ли. Да, выросли цены, но выросли и издержки компаний - к примеру, на электроэнергию, бензин. Более того, не секрет, что в любой организации заработная плата - одна их главных статей расходов. Вот в некоторых энергетических компаниях зарплаты, наоборот, сократили на 20-25%, поскольку они были, объективно говоря, завышены.
- Плюс на руку бизнесу в этом плане играет избыток рабочей силы, так?
- Не согласен, что у нас избыток. Я уже сказал, что хороших кадров, несмотря ни на что, не хватает. Вот если будет 10 тысяч безработных...
- 10 тысяч - официально зарегистрированных?
- Да. Тогда можно будет говорить об избытке. Но я надеюсь, что этого не произойдет.
- Может ли власть как-то повлиять на то, чтобы остановить рост безработицы?
- Здесь я не открою Америку: нужно стимулировать людей к открытию и расширению бизнеса. По моему мнению, во время предыдущего кризиса в Вологде неплохо работала программа финансовой помощи тем, кто открывал собственное дело (предоставлялись гранты от 50 тысяч рублей — Прим.Ред.) Как бы ее ни критиковали, результат был. Если сейчас нет возможности помочь деньгами, нужно задуматься о налоговых льготах, о льготной аренде и других видах поддержки.
- И все-таки: нет ощущения, что предприниматели, так скажем, пользуются разговорами о кризисе для сокращения зарплат?
- Это уже вопрос добросовестности бизнеса. Глупо было бы отрицать, что такие вещи существуют. Но могу сказать, что компании, желающие привлечь действительно хороших сотрудников, по крайней мере, держат зарплаты на прежнем уровне. Думаю, они в итоге окажутся в выигрыше за счет качества своих кадров.
- По ходу разговора вы уже назвали несколько отраслей экономики, по которым ударил кризис, а есть ли такие, кто, наоборот, идет в рост, даже индексирует зарплаты?
- Это, например, IT-отрасль, спрос на их услуги не упал. Сейчас без интернета продвинуться в бизнесе трудно, специалисты будут востребованы в любом случае. Насколько я знаю, постоянно расширяется фармацевтический рынок. Но все же таких отраслей немного.
- Если человек лишился работы, при этом он не дипломированный «айтишник» и не фармацевт, как ему лучше действовать на рынке труда в нынешней ситуации?
- В первую очередь, постараться сообщить работодателю максимально полные данные о себе, особенно в профессиональном плане. Поскольку желающих много, никто, скорее всего, не станет вам перезванивать с целью уточнить тот или иной вопрос, которого нет в вашем резюме. Не лишним будет показаться лично - прийти в отдел кадров предприятия, спросить, поинтересоваться. Даже если работы на данный момент нет, вас, вполне возможно, запомнят и возьмут «на карандаш», ведь живой интерес и желание работать - всегда плюс. Кроме того, далеко не все предприятия размещают вакансии, некоторые предпочитают искать специалистов в своем кругу. Второй момент - желательно немного перестроить психологию, быть готовым взять на себя несколько больший круг обязанностей, чем тот, к которому вы привыкли. Работодатели оптимизируют производство, им нет смысла держать людей, которые выполняют работу, условно говоря, на 60-70%, им нужно, чтобы вы работали на все 100.
- Насколько велик риск нарваться при поиске работы на лохотрон - если называть вещи своими именами - с распространением БАДов, или еще какой-нибудь подобной ерунды?
- Такого сейчас действительно очень много. Несложно определить по объявлениям: ничего конкретного о работе, «менеджер в офис», «отличные условия, высокая зарплата». Кроме того, стоит правильно выбирать интернет-ресурсы, на которых ищете работу. На серьезных, посещаемых сайтах подобные объявления почти всегда фильтруются.
Досье
Сергей КАЛМЫКОВ родился в Вологде в 1984 году, в 2006-м закончил экономический факультет Вологодского технического университета (ныне ВоГУ). Дополнительное образование - курсы Ассоциации консультантов по подбору персонала. Недолго работал в бизнесе, с 2007 года возглавляет кадровое агентство в Вологде.
Смотрите также:
- С книгой по жизни: вологодская школьница читает по 600 страниц в день →
- «Жильцы окажутся крайними»: чем могут обернуться реформы в сфере ЖКХ →
- Гражданин поэт: разговор о политике, PR и детях →