Без резких скачков: Что будет с ценами на продукты?

АиФ / АиФ

   
   

Прокормим и себя, и других

- Евгений, в связи с последними запретами на импорт нас пугают перспективой роста цен. Насколько серьезно он затронет Вологодскую область?

- В свое время я занимался статистикой продаж в торговых сетях области. Мое мнение по нынешней ситуации: роста цен на продукты у нас по большинству товаров не будет, потому что вологодские покупатели и раньше предпочитали продукцию местных производителей. Доля местного производства велика: колбасные изделия – более 90%, молоко и молочные продукты - 93-95%, хлеб и хлебобулочные изделия - 95-98%, яйца - до 70%, овощи — 80%. Годами складывалось такое консервативное отношение к местным продуктам, к их вкусу и качеству, поэтому даже в 2006-2008 годах процент завозимых товаров не превышал 10-15%.

Конкуренция на местном рынке успешно сдерживала цены и вела к повышению потребительских качеств продуктов. Сейчас вологодская продукция по качеству превосходит многих российских производителей. Все это позволяет местным предприятия обеспечивать, как и раньше, потребности внутри области, а также за счет своих дополнительных мощностей — и возрастающие потребности других областей и городов.

- Но, наверно, не по всем продуктам все так хорошо, как с хлебом и молоком?

- Группа риска - мясо и мясопродукты, в том числе колбасные изделия. Поставки сырья на 30-40% - импорт, но здесь возможно замещение на говядину и свинину из стран Латинской Америки и стран Азии. Мой прогноз: рост цен в этом сегменте в ближайшие месяцы составит 10-15%, затем цены начнут падать, и к концу года общий рост составит не более 7-13%. Есть и одно исключение, так скажем, в лучшую сторону: мясо птицы мы уже несколько лет не импортируем, благодаря развитию собственного производства.

   
   

- Говорят, еще один серьезный риск — в том, что вырастет спрос на вологодское молоко, масло, овощи в других городах, в первую очередь — в столицах, и именно за счет этого возможен рост цен или продуктовый дефицит?

- Молочные продукты, на мой взгляд, никак не отреагируют на повышенный спрос из других областей, это в первую очередь связано с большим количеством производимого молока, высокими показателями по удоям в области. Разве что по сырам, конечно, придется поискать временную альтернативу. Она есть – отличные сыры нашего молкомбината, огромный ассортимент сыров из Белоруссии, Мордовии, Татарстана а также из Аргентины, Бразилии, Новой Зеландии, Индии. Что касается овощей, то панику тут вообще я считаю излишней, поставки местных овощей в сети с каждым годом растут. Картофель как основной продукт всегда поставлялся из Устюженского района, обладает отличными потребительскими качествами.

Цена на овощи растет с окончанием сезона и резко падает с его началом, зимой импортные овощи легко заменяют такие страны, как Азербайджан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, в какой-то мере Киргизия, Турция, Иран, Сербия. Уверен, что они уже готовятся увеличивать объем поставок в нашу страну. Поэтому никаких дефицитов и роста цен выше средней нормы не прогнозирую.

- А что случится с ценами на фрукты, как экзотические, так и привычные? Возьмем для примера, скажем, персики и яблоки.

- Персики - это сезонный товар, через 2-3 недели он естественным образом исчезнет с прилавков наших сетей и магазинов. Связано это вовсе не с запретом, а с ежегодным циклом оборота. Перспектива следующего сезона тоже видится вполне нормальной – поставки персиков и нектаринов из Китая, сегодня это мировой лидер по выращиванию таких фруктов. Мой прогноз по цене - 54 рубля за 1 кг в следующем году, ниже, чем в магазинах сейчас. Все потому, что цена килограмма персиков в Китае ниже, как и стоимость доставки.

Польские яблоки, похоже, напугали всех вологжан, их потенциальное отсутствие воспринимается некоторыми как пережитки 90-х годов. Люди совсем забыли, что у нашей страны - большие ресурсы плодородных земель для выращивания всех существующих в мире видов яблок и груш, вишни, черешни, сливы. На протяжении последних 7-10 лет на юге страны активно развиваются яблоневые сады, с хорошим потенциалом рынка сбыта.

Что делать с малым бизнесом?

- У нас, к сожалению, цены иногда повышают просто под предлогом всевозможных кризисов. Возможен ли некий сговор между крупными продавцами? К примеру, они взвинтят цены, а нам дружно скажут: а что вы хотите, у нас же санкции?

- Теоретически сговор возможен — на уровне руководства крупных сетевых компаний. Но вероятность очень мала. Слишком серьезная конкуренция на рынке продуктовых товаров, по моему мнению, не способствует каким-то совместным закулисным играм.

- В последнее время в Вологде много говорят об исчезновении малого и среднего бизнеса, особенно как раз в продуктовой сфере. Это политика местных властей, или дело в чем-то другом?

- Целенаправленно «душить» мелкого предпринимателя в Вологде нет смысла, рынок сам расставил все на свои места. К сожалению, у нас нет цивилизованного мелкого предпринимательства по продуктам. То, что есть - это временные островки, палатки, ларьки, как правило, закрывающиеся и исчезающие с наступлением холодов, это касается фруктов, овощей и скоропортящихся продуктов (рыба, мясо, молоко), также есть мелкие продуктовые магазинчики в подвалах домов и в пристройках. Но за последние пять лет количество таких «островков» стало в разы меньше. Я не связываю это с какой-то особой политикой нашей администрации, просто поменялись приоритеты и пожелания покупателей. Люди стали более избирательны, им уже нужен комфорт и удобство покупки, а если при этом цена на товар будет равна или даже дешевле, то выбор в сторону современных продаж очевиден. В районах дела обстоят пока еще по-старому, но и там уже начинают доминировать сетевые магазины «у дома». Покупатели сделали свой выбор и уже вряд ли вернутся к прилавочным магазинам образца 90-х.

- Но в доминировании на рынке крупных сетей наверняка есть и минусы...

- Главный минус именно вологодских сетей, в том числе федеральных - слишком высокие требования к местным производителям продукции, которым сложно конкурировать с мощными федеральными холдингами. Я считаю, раз покупатель отдает приоритет нашему, вологодскому производству, нужно идти ему навстречу. Меня, например, как обычного покупателя удивляет отсутствие во многих гипермаркетах сухонского сгущенного молока и вологодских яиц, продукции из Великого Устюга, Тотьмы, Грязовца.

О белорусских мидиях

- Правда ли, что нам светит перспектива получать импортные продукты транзитом через Белоруссию, под видом товара от наших партнеров?

- Русские и белорусские предприниматели, пользуясь тесными связями двух стран, при любом случае готовы вытащить «запретный плод» для перепродажи. Но здесь я вижу лишь мышиную возню, и связано это с такой наукой как маркетинг, именно с этим иностранным словом. Все старания обернуть известную марку импортного сыра в обертку сыра из Белоруссии по цене 400 рублей за килограмм обречены на провал. Остается только использовать дешевый бренд, продавать его, выдавая за белорусский, но здесь на пути у такой фальсификации встанут отечественные, более качественные и известные товары.

Досье

Евгений РОМАШОВ - вологодский бизнесмен, родился в 1980 году в Чагодощенском районе. В 2002 году закончил ВГМХА, ушел работать в торговлю. Около 8 лет проработал в сфере продуктового бизнеса, в том числе аналитиком по продажам. Сейчас занимается строительным бизнесом.

Смотрите также: