Известного литератора Нату Сучкову пригласили читать текст диктанта в областной универсальной научной библиотеке. Поэтесса согласилась рассказать АиФ о том, что осталось за кулисами акции. Ну и как вообще у нас обстоит дело с грамотными читателями и писателями.
Тотальный диктатор
- Ната, как стать поэтом, не спрашиваю. А вот как стать диктатором – ключевой фигурой «Тотального диктанта»?
- В моем случае все было просто: за месяц до диктанта со мной связались организаторы и предложили поучаствовать. Проект довольно симпатичный, и я, конечно, сразу согласилась.
- И какие впечатления, волнительно было? Или помог опыт выступлений?
- Волновалась ужасно! Думаю, гораздо больше тех, кто экзаменовался. Страшнее всего было подвести пишущих: невнятно прочитать, заторопиться или сбиться. Но все прошло хорошо и, надеюсь, никто из писавших в библиотеке на меня не в обиде. Я очень старалась прочитать выразительно, и хотя опыта диктовки у меня до этого не было, по-моему, получилось.
- Какие основные «правила игры»?
- «Секретный конвертик» с текстом я получила примерно за сорок минут до начала диктанта, в нем были сноски и примечания, пояснения, на какие моменты обратить внимание. Для начала участники просмотрели видео с авторским исполнением – тест прочел Евгений Водолазкин. А потом диктовала уже я. После небольшого перерыва на самопроверку – опять демонстрация ролика с авторским чтением. И, собственно, все!
Мы писали, мы писали
- Что за зал, в смысле, помещение? Что за аудитория? Были ли знакомые? Кто запомнился?
- Я была «диктатором» в читальном зале областной библиотеки. Зал огромный, и все равно мест всем желающим не хватило, перед началом волонтеры суетились, приносили дополнительные столы, устраивали места для всех желающих. Ольга Поварова – организатор вологодского «Тотального диктанта» - насчитала где-то 130 человек в зале! И это только одна площадка! Насколько я поняла, на филфаке в университете диктант писало еще больше! Масштаб акции меня, если честно, потряс, я привыкла к более камерным залам, поэты нынче, в отличие от прежних времен, стадионов не собирают. Аудитория очень разновозрастная – и молодежь, и люди старшего поколения и дети, все пришли проверить себя. Знакомые лица тоже мелькали: видела, что Татьяна Буханцева – директор областной библиотеки, писала диктант вместе со всеми, директор музея «Литература. Искусство. Век 20» Нина Смелкова была в зале, поэтесса Мария Суворова, многие вологодские журналисты.
- Списывали?
- Надеюсь, что нет! А какой смысл? Основной посыл акции - самопроверка, участие сугубо добровольное, и даже от оценки можно, как оказалось, отказаться – просто поставить соответствующую галочку в анкете, работу проверят и ошибки подсчитают, а оценивать не будут.
- Какие были требования к диктатору? Вас, наверное, обучали, инструктировали?
- Особых требований мне выказано не было, один раз мы встречались, организаторы меня проинструктировали по алгоритму чтения и – вперед! Но накануне я, признаюсь, тренировалась по собственной инициативе: продиктовала прошлогодний текст «Тотального диктанта» друзьям.
- Как вам текст Евгения Водолазкина, кстати, нашего земляка? Насколько он художественен, насколько сложен?
- Тест показался мне чрезвычайно искусственным и очень тяжелым, громоздким. Наверно, таковы правила игры, и именно в этом состояла задача автора – нужно ведь и правила проверить, и смысл с эмоцией одновременно донести. После диктанта один человек пожаловался мне, что текст показался ему каким-то «немецким», и дело не только в том, что там были такие слова как «брандмейстер» или «империал», но и в обилии «и», «ы». Возможно, доля истины в этом замечании есть. Как диктант – достаточно, мне кажется, сложный, не удивлюсь, что если и будут в этом году «отличники», то это будут в основном студенты-филологи.
- Вы были учителем почти час. И как вам?
- Очень тяжело было. После диктанта выходила из аудитории на подгибающихся от напряжения ногах. Но и удовольствие от работы тоже было. А то, что труд учителя - не сахар, я поняла еще несколько лет назад, когда на фестивале памяти Бродского в Коноше пришлось провести подряд три урока в сельской школе!
- Что люди спрашивали после диктанта?
- После диктанта люди в основном задавали один вопрос: «Как все-таки пишется злополучное «вполоборота»?»
Том писателей
- Сейчас вы затеяли новый проект, расскажите, какой?
- Проект «Том Писателей» - своеобразная антология новейшей вологодской литературы, только не совсем в привычной форме. Мы хотим издать не один толстый фолиант стандартного альманаха, а 12 книг современных вологодских авторов – прозаиков, поэтов, критиков. Собрать их в один том, чтобы у прочитавшего все книги проекта появилась более полная картина современного литературного процесса в Вологде. Так, как это видится нам – разумеется, я имею в виду Вологодское отделение «Союза Российских писателей» и творческую группу «FUNdbÜRO» – это, собственно, те, кто проект реализует. На данный момент вышла первая книга Тома – «Пастроль» Ольги Кузнецовой, ее уже можно найти в крупнейших сетевых книжных магазинах. Уже готова проза Анастасии Астафьевой, на выходе стихи Андрея Таюшева. Пока книги только электронные, если нам удастся заинтересовать проектом меценатов, будет возможна и бумажная версия проекта, очень на это надеюсь.
- Что сейчас читаете, какие книги предпочитаете читать вы?
- Рукописи авторов проекта «Том писателей» – это для работы. Помимо этого – очень много современной поэзии, в «толстых» и сетевых журналах. Для отдыха читаю мемуары в основном, дневники Юрия Нагибина вот сейчас перечитываю. И, как ни странно, книги по служебному собаководству и воспитанию собак – у меня появилась собака, и я отношусь к этому очень серьезно. «Человек находит друга» Конрада Лоренца – очень, я вам скажу, духоподъемное чтение.
- На следующий год тоже будет Тотальный диктант. Вы пойдете его писать? Или лучше все-таки диктовать?
- Посмотрим, понравилась ли моя работа организаторам. Если пригласят еще диктовать – с удовольствием! А вот если писать, то готовиться нужно будет намного больше, я думаю.
Досье
Ната Сучкова родилась в Вологде, училась в школе № 24, закончила вологодский филиал МГЮА. Работала юристом, окончила Литературный институт им. А. М. Горького. В 2010 году в Москве вышла книга Н. Сучковой «Лирический герой», удостоенная малой премии «Московский счет» как лучшая дебютная книга. В 2011 году вышла вторая книга стихов - «Деревенская проза», получившая премию «Московский счет» и специальную премию Союза российских писателей. В 2014 году в Москве вышла книга стихов «Ход вещей».
Смотрите также:
- Детский проект Вологды победил на взрослом конкурсе «Патриот России-2017» →
- «Дядя Гиляй — гений места». Елена Волкова о жизни вологодских писателей →
- Правительство сообщило о пригородных перевозках в новом году →