Споры о том, кто должен учить ребенка добру, этике, нормам поведения в обществе, продолжаются до сих пор. Учителя считают, что воспитанием детей должны заниматься родители, те в свою очередь уверены в обратном.
Корреспондент vologda.aif.ru пообщался с директором вологодской школы №26 Ларисой Лукичевой и узнал, что должна и не должна сегодняшняя школа.
Учителя + родители
Татьяна Почтеннова: Лариса Валериевна, кто кому чего должен? Кто в конечном итоге дожжен заниматься воспитанием детей? Вы какой точки зрения придерживаетесь?
Лариса Лукичева: У нас при входе в здание размещен баннер со словами, что школа готова не только учить, но и воспитывать, что мы готовы обсуждать вопросы этики с детьми. Но говорить «спасибо» и «пожалуйста» их должны научить дома. Если ребенок в школе может нагрубить не только взрослым, но и сверстникам, то дома мама должна объяснять, как нужно общаться. Надо любить животных, не обижать тех, кто слабее… Все это истины из дома, но мы тоже должны объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. И мы это делаем. Воспитание детей - это совместная работа и школы, и родителей.
Чтобы научить детей сострадать, сопереживать, сочувствовать мы (учителя, дети, родители) участвуем в различных благотворительных акциях. Долгое время помогали приюту «Велес», два последних года оказываем помощь приюту для бездомных животных в Соколе.
Мы собираем и отправляем гуманитарную помощь нашим бойцам, участникам СВО. Пишем письма, делаем окопные свечи.
Помогаем психоневрологическому интернату, готовим подарки для особенных людей, проводим для них различные мастер-классы. Это только часть той воспитательной работы, которую проводит сегодня школа.
Что раньше, что сейчас
- Кстати, если сравнивать современных детей с учениками двадцатилетней давности - что вас сейчас в них радует? И что, наоборот, настораживает?
- Радует многое. Дети не стали хуже или лучше, они другие. Современные дети обладают большим количеством компетенций, они цифровые, они технологичны и многое умеют. Например, быстро добывать информацию. Что расстраивает, так это то, что из-за гаджетов у них уменьшается количество времени, проведенного друг с другом и на свежем воздухе.
Не так давно мы вместе с учащимися занялись уборкой школьной территории, хоть трудового обучения сейчас и нет в программе. Так дети были счастливы от 40 минутного времяпрепровождения на улице и общения со своими одноклассниками. Вот этого должно быть в школе больше. И родители должны понимать, что труд, уборка за собой - все это воспитывает, облагораживает. Поэтому да, мы понимаем, что важно воспитать хорошего человека и, конечно, работу в этом направлении ведем.
- Дети сейчас другие. А директор вчера и сегодня? Есть какие-то отличия?
- В последние годы много разговоров, кто он - директор школы. Часто в этой связи звучит новомодное слово менеджер. У меня второе высшее образование - менеджер образования, соответственно я - менеджер-управленец.
Но я согласна с профессором Константином Михайловичем Ушаковым, человеком, который всю свою жизнь посвятил педагогике и работе с управленческими кадрами школ. Он говорил, что в больнице нет понятия директор, там есть главный врач. И в школе директор - это должен быть главный учитель или учитель учителей. И не может стать директором школы человек, который в этой системе не работал, который пришел в образование из другой сферы. Конечно, он может получить образование дополнительно, но школа - это государство в государстве, и нужно пропитаться его духом и спецификой. Недаром ведь говорят, что профессия учителя - это призвание.
С другой стороны, у директора школы сегодня столько компетенций, что я не знаю другой сферы с подобным набором. Если, например, в бизнесе есть в штате юристы, экономисты, советники, и т.д, то у нас нет такого штата. И поэтому директор школы и юрист, и экономист, и, когда надо, даже уборщица.
- И психолог?
- Это однозначно. За 35 лет работы в школе, я точно стала психологом. По движениям ребёнка могу понять, какая у него проблема.
Уважать учителя
- Кстати, о чем сегодня больше всего болит голова у директора школы?
- Об изменении отношения социума к учителю. Когда я была школьницей, к учителю было беспрекословное доверие со стороны родителей. И был результат, было уважение. Всех своих педагогов я помню и уважаю до сих пор.
Сейчас позиция другая. Родители с читают, причем уже достаточно давно, что они имеют право на всё. Это неправильная позиция. Родитель и учитель должны быть союзниками и партнерами в решении одной задачи - сделать ребенка счастливым. И для достижения этой цели необходимо договариваться, понимать друг друга, необходима совместная деятельность в каких-то мероприятиях и т.д.
Сегодня же нередки ситуации, когда родитель после того, как его ребенку поставили двойку, может прийти ко мне и сказать: «Ваш учитель профнепригоден». Но кто им дал право позволять себе такую оценку? Какая у них квалификация, чтобы они могли так оценивать учителя? Появилось очень много родительских чатов, в которых мамы и папы могут позволить себе оскорблять учителя, написав, что ему только на кассе в магазине работать. Когда начинаешь разбираться в ситуации, выясняется, что проблема не в учителе, проблема в том, что родителям не нравятся оценки ребенка. Немного сместились вот эти ориентиры. Родители не понимают, что если у ребёнка оценки не очень, то надо поработать. Может надо помочь ребенку дома, может, надо спросить у учителя, что сделать, чтобы оценку повысить, попросить помощи, где-то самим помочь и т.д. То есть проговорить с учителем, но все должно быть в корректной вежливой форме.
Мы постоянно говорим о дефиците педагогических кадров, но если молодая учительница, пришедшая в школу после вуза, получает от родителей сразу массу претензий, то не знаю, останется ли она в школе на следующий год? Она может найти себя в другом месте, где на нее не будут нападать, где она будет работать в удовольствие. Вот это моя боль. Я пытаюсь об этом постоянно говорить с родителями, в том числе и в публичном пространстве. Мы должны понимать, что если у нас сейчас уже дефицит учителей, то если не изменить отношение, не придут другие. И кто тогда будет учить детей?
Родители должны понимать, что учителя должны работать в школе с желанием. А для этого нужно с учителями быть друзьями. Это важно. Учитель может ошибиться, он же человек. Все ошибаются, но мы готовы исправлять свои ошибки.
- Что вы хотели бы сказать родителям учеников?
- Самое главное в нашей жизни - это дети. Но ребенок - это не ваза, которую надо беречь, чтобы она не упала, которую надо обтирать от пыли, хранить. Ребенок - это сосуд, который мы должны постоянно наполнять. И это человек, который должен ошибаться, он не может не ошибаться. В нашем мире нет ничего идеального. Поэтому, когда мы хотим, чтобы наш ребенок вырос самостоятельным человеком, который способен принимать решения, мы должны дать ему возможность пробовать в школьное время. Школьное время - это время проб и ошибок. Это время роста, это время знакомства с миром. Поэтому не надо бояться двоек, того, что что-то не получилось, а надо всегда быть рядом с ребенком.
«Когда начинаешь разбираться в ситуации, выясняется, что проблема не в учителе, а в том, что родителям не нравятся оценки ребенка».
Надо всегда уметь в любой ситуации понять и поддержать. И со школой тоже надо быть рядом. Родители, бывает, говорят, что школа плохая, что учитель плохой. В таком случае надо забирать своего ребенка из этой школы и отдавать в хорошую школу. Ведь ребенок - это самое ценное и он должен учиться в той школе, которую родители назовут хорошей.