Что волнует чаще?
- Владислав Степанович, с чем чаще всего приходят к вам люди, что их волнует больше всего?
- Еще недавно это были двойные начисления, люди жаловались на квитанции, которые рассылали сразу две управляющий компании. В таких случаях всегда бывают длительные судебные разбирательства. Сейчас в Чреповце жильцы могут оплатить услуги ресурсоснабжающих организаций напрямую. Постепенно уходят в прошлое и жалобы на сборы за капитальные ремонты. Люди постепенно, не без помощи специалистов и СМИ, начали разбираться в этой теме. Жалуются на плохое качество услуг – еле теплая горячая вода, неудовлетворительная уборка подъездов и дворов, поздняя подача отопления. Но на первом месте стабильно остается тема начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Отчего вода не горяча?
- Правда ли, что если вода не нагрета до определенной температуры, это означает, что услуга предоставлена некачественно?
- Для определения качества горячей воды, которая подается потребителям, есть ГОСТ 2874-82 и СНиП 2.04.01-85. По ГОСТу она не должна быть холоднее плюс 60 градусов Цельсия. Это нужно, чтобы погибали вирусы и бактерии, для снижения в воде количества хлороформа и, чтобы вы не страдали заболеваниями кожи и подкожной клетчатки. К слову, в Череповце для очистки воды, вопреки распространенному мнению, хлор все же применяется, но не в таких количествах как в других городах. Верхний предел температуры - плюс 75 градусов. Если горячее - можно получить серьезный ожог. В СНиП прописаны несколько другие значения. Не ниже 50 градусов для систем централизованного горячего водоснабжения и не менее 60, если в вашем доме открытая система водоснабжения. В судебной практике ГОСТ фигурирует чаще СНиПа.
- А если у меня в квартире температура горячей воды ниже нормы?
- Нужно уяснить, что не следует самостоятельно замерять температуру воды для подачи жалобы. Это не будет считаться надлежащим доказательством. Чтобы получить право на перерасчет, нужно позвонить или прийти в диспетчерскую службу вашей УК. Ваше обращение должны письменно зарегистрировать, проставить номер и время. Проверка должна быть проведена не позднее двух часов после обращения. После окончания замеров температуры должен быть составлен акт, в котором указывается наличие либо отсутствие факта нарушения, методы проведения замера, время и адрес. Один экземпляр остаётся у потребителя, второй - у исполнителя. После получения на руки акта о ненадлежащем качестве оказания коммунальных услуг, его следует принести в управляющую компанию и потребовать сделать перерасчёт платы за ГВС. Но вы обязаны будете указать, как долго у вас из крана текла более холодная, чем нужно вода. Если управляющая компания откажет в перерасчёте, можно отправить жалобу в Роспотребнадзор или мировой суд.
- И часто такое бывало в вашей практике?
- Редко. В целом горожане не склонны жаловаться на температуру горячей воды. В основном, недовольство есть у тех, кто живет на верхних этажах, и испытывает проблемы во время большого разбора воды – по утрам и вечером.
Есть ли хлор?
- Вы упомянули о том, что в Череповце для очистки воды все-таки используют хлор. Тема щекотливая – ведь официально у нас вместо него применяют «Дезавид концентрат», «Дефлок» и «Унико». И есть инициативная группа горожан, которые против новых и, по их словам, опасных реагентов.
- Используют у нас хлор, но в меньших объемах, чем в других городах. Что касается названных вами препаратов, то, как юрист я вам могу сказать, что нет доказательств их вреда для организма человека, как нет свидетельств отсутствия полной безопасности. Да, в Европе «Дезавид» не применяют для очистки воды. Но и в Череповце степень использования этого препарата преувеличена. Вы вообще представляете, что это такое - взять и перевести город с населением в 300 тысяч на водоподготовку исключительно с помощью неведомой и якобы смертельно опасной химии? Вряд ли руководство Череповца пошло бы на это.
- Как рядовые горожане могут узнать, как добиваться улучшения качества предоставления услуг ЖКХ?
- Самостоятельно можно изучить вопрос. Но в городе есть служба жилищного просвещения, можете стать ее слушателем. Здесь две стороны. Жилищное просвещение – это проект властей, поэтому его нельзя считать полностью объективным. И второе - сфера ЖКХ очень сложна для понимания с точки зрения законодательства. Вы заметили, что наш начальник городского департамента ЖКХ не коммунальщик, а юрист, 10 лет проработавший прокуратуре? Новые постановления выпускаются каждый месяц. А еще есть множество подзаконных актов. Бывает, они противоречат друг другу или имеют расхождения.
Илья Сваровский
Владислав Петров родился в 1982 году в поселке Тоншалово Череповецкого района. После школы поступил в Череповецкий филиал УРАО, выпускник по специальности «Юриспруденция». В настоящее время штатный юрист содружества управляющих компаний (СУК). Женат, имеет двоих детей.