aif.ru counter
498

Кризис будущего. Чем грозят образованию проблемы в экономике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 11/03/2015
АиФ / АиФ

 

 

- Наталия Валентиновна, как сказался нынешний кризис на работниках образования? Все-таки это государственная отрасль, и ситуация должна быть немного стабильнее, чем, скажем, в частном бизнесе?

- Это довольно распространенное мнение, что легче всего переживают любой экономический кризис бюджетники, в том числе работники образования, медицины. Рабочее место гарантировано, зарплата без задержек, риск сокращений минимален: не закроют же школы и детские сады! На деле все обстоит совсем иначе: бюджетники, на мой взгляд, в кризис страдают больше всего.

В 2015 году по распоряжению Минфина образование получит на свои нужды на 10% меньше, чем планировалось. Замещать эти потери в большинстве регионов нечем. Экономическое положение Вологодской области крайне тяжелое. У образовательных организаций не будет достаточных средств - а может и вообще не будет! - на хозяйственное содержание и текущий ремонт зданий, и просто на то, чтобы обеспечить учебный процесс - на ту же закупку учебников.

- Как отразится эта экономия на зарплатах педагогов и другого персонала школ, вузов, детских садов?

- По зарплатам мы уже отмечаем снижение. У педагогов школ они начали падать с сентября 2014 года за счет уменьшения так называемой стимулирующей части. Заработная плата педагогов детских садов за январь 2015 года фактически вернулась на уровень сентября 2014-го, несмотря на то, что до этого, в октябре, она была повышена и доведена до уровня, заявленного «майскими указами» президента.

В конце января мы начали свой мониторинг заработных плат работников образования. Сообщения приходят со всей области. В целом падение реальных зарплат - от 4-5 тысяч рублей до 10 тысяч и больше. Люди сообщают, что получили даже меньше, чем в 2013 году! Расхождение между официальной статистикой и реальной зарплатой педагогов очень велико. Я уж не говорю, что для того, чтобы выйти на заявленные в «майских указах» уровни зарплат, педагоги должны работать на 1,5-2 ставки. К тому же разница в зарплатах педагогов, работающих в разных регионах России, очень существенна. В каждом регионе свои базовые ставки, свои оклады, свои коэффициенты… То есть, все зависит от финансовой ситуации и отношения местных властей к образованию. Прямо какие-то удельные княжества.

Велик риск и задержек заработной платы. Такие примеры уже есть. Зарплату за декабрь люди увидели только в конце января, а январский аванс - в начале февраля. Притом, что большинство педагогов живет от зарплаты до зарплаты, не имея практически никаких сбережений «на черный день».

- В последние дни на слуху тема вузов: урезание стипендий и одновременно рост платы за обучение для тех, кому не повезло попасть на бюджетные места. Для самих студентов и абитуриентов это, понятно, плохо. Но может быть, хоть на доходах преподавателей скажется в лучшую сторону?

- Ситуация со стипендиями вообще мне непонятна. Минобразования заявляет, что все перечислило, в вузах говорят - не получили. Кто говорит неправду? Размеры стипендий и так смехотворны. Может, решили, что потерь никто и не заметит?

Об увеличении оплаты за обучение. Этого делать нельзя! Многие просто не смогут продолжить обучение. И глубоко сомневаюсь, что полученные таким образом дополнительные денежные средства пойдут на повышение зарплат преподавателей. Вспомним, что финансирование уменьшено. Скорее всего, эти деньги пойдут на отопление, коммунальные расходы вузов и тому подобное.

- Еще один нашумевший законопроект — об отмене обязательных медицинских кабинетов в учреждениях образования. Какую позицию занимает ваш профсоюз?

- Категорически против: нашли на ком экономить! Мы и так уже имеем определенные проблемы после того, как с прошлого года медицинские работники были выведены из штата детских садов. Опять же, проводился опрос среди сотрудников 55 детских садов Череповца, 75% опрошенных ответили, что уже сейчас медперсонала в их учреждениях не хватает.

- Продолжая тему: сократить ведь могут не только медиков, но и прочий обслуживающий персонал. В Вологде в соцсетях и на форумах пишут, что родителям в детсадах предлагают чуть ли не самим убирать территорию...

- По Вологде не могу ничего сказать, но проблема есть. Ведь с 1 января область передала дворников, уборщиков, поваров на содержание муниципалитетов. А там не хватает денег. В Череповце пока тотальных сокращений среди младшего обслуживающего персонала нет, но убирают штатные единицы - те, что не были заняты людьми.

На мой взгляд, такое сокращение реально может привести к тому, что мыть и убирать придется либо педагогам, либо родителям. Надеюсь, что ни те, ни другие делать этого не станут! И еще - за сокращение отвечает руководитель учреждения. Он бы и не сокращал, но его фактически вынуждают это делать, так как не дают нормального финансирования. При этом власти скажут: а мы вообще ни при делах, ведь вопросы найма и увольнения, составление штатного расписания - зона ответственности директора или заведующей.

- Последняя инициатива Министерства труда: педагогам предлагают увеличить стаж для права выхода на льготную пенсию. Справятся ли преподаватели с этой «допнагрузкой» еще на несколько лет?

- У меня к Минтруда вопрос: с каких это пор труд педагога стал считаться легким? Приведу данные по Череповцу: в 2013 году мы запрашивали информацию в образовательных учреждениях города об итогах диспансеризации. Получили ответы от 77 учреждений. Более 800 случаев заболеваний, по которым рекомендовано санаторно-курортное лечение, в том числе ишемическая болезнь сердца, гипертония, неврозы, заболевания сосудов. Совсем недавно мы прощались с завучем одной из школ: 51 год, инфаркт.

Стремясь получать просто достаточную для жизни зарплату, педагогические работники вынуждены брать непомерную нагрузку - полторы, а то и две ставки. Вместо 36 часов, определенных Трудовым кодексом, рабочее время составляет 54 часа в неделю и более, включая учебное время и время на подготовку к занятиям, проверку работ, всевозможную отчетность и так далее. При этом педагогам еще нужны силы для курсов повышения квалификации и обучение по новым госстандартам.

Досье

Наталия КУКУШКИНА родилась в Череповце в 1964 году, в 1985-м окончила филологический факультет ЧГПИ им. Луначарского. Преподавала русский язык и литературу в школах. С 1998 по 2012 годы - заместитель председателя профсоюза работников образования Череповца (организация не входит в структуру общероссийской Федерации профсоюзов — Прим.Ред.), с марта 2012 года возглавляет профсоюзную организацию.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах