Смех по причине: секреты череповецкого клоуна

личный архив

   
   

- Здравствуйте, Андрей...
- Ой, боюсь! Вот был случай с вашей коллегой из другого СМИ. Написала, что я водку с селедкой вожу контрабандой. Пришла девушка с диктофоном, но без батареек. Дал ей батарейки, рассказал, как мы работали пять лет в Италии, и я привозил из России туда водку русскую, хлеб черный, соленые грибы и огурцы. Ведь ничего страшного в этом нет? Я прилетал, мы накрывали русский стол, приглашали всех иностранцев. А сударыня на первой полосе написала: «Водку и селедку вожу контрабандой»!
- Может с этого интервью и начнем? Хороший зачин!
- Ну… напишите тогда: нехороший человек, контрабандист! (от души смеется).
- Я все-таки надеюсь, что разговор у нас с вами будет безобидный. Хотя юмор ведь не всегда безопасен, не всегда «политически грамотен»? Или он и должен быть не очень «политически грамотным»?
- Юмор и сатира – две разные вещи. Сатира всегда политизирована, чиновников высмеивает. А я занимаюсь клоунадой. Клоунизмом, если угодно. Юмор тоже такая вещь многогранная. КВН и Галкин – абсолютно разные вещи. Вроде бы юмор и там, и там, но если КВН-щики - это смешно, то Галкин… Не буду говорить. Мне нравится, когда люди смеются над маленькими глупостями. Я не люблю юмор над пороками, изъянами людскими. Мне по душе мягко-
ситуационный юмор. Если вы видели наш номер с пакетиком… Мне позвонили из Австралии и говорят: как ты смог сделать такой номер с пакетиком? Такая маленькая банальная глупость, а смешно.
- Чего вы не будете делать никогда?
- Очень многие есть - не скажу, что клоуны… Паяцы на манеже, которые убивают публику. Отвешивают друг другу пендели, показывают рогоносцев или показывают такой жест (рука сгибается в локте – прим. Автора). У нас есть такие клоуны – даже заслуженные артисты Российской федерации, которое такое могут на манеже показать!
- Череповец ведь рабочая слободка, не трудно здесь работать в плане юмора?
- Несмотря на то, что у нас действительно рабочая слободка, я стараюсь людям давать юмор без средних пальцев, без сломаной руки в локте. У нас клевые люди! Есть и интеллигенция, слава богу, а есть и люди в спортивках и остроносых ботинках, дерматиновая куртка и кепка. Но! Когда ты выкладываешь по-полной, как надо, такой чувак смеется. Он же все равно внутри мальчишка, ребенок. И они смеются как дети. Надо дать этим людям вытащить их нормальное естество изнутри. Вытащить того ребенка, который внутри. Каждый человек внутри ребенок.
- То есть задача клоуна в том и состоит, чтобы вытащить наружу ребенка?
- Да. Когда человек растет, он обрастает коркой пафоса, напыщенности, злости. А внутри мы все дети.
- А вдруг мы придем в разговоре к тому, что смех – это детское состояние? Взрослые не смеются, это умеют делать только дети…
- Когда взрослый смеется, внутри него смеется естество. У меня в Японии был случай. Выступали в зале на 3500 мест. Был биток (аншлаг – Прим. Ред.). Первый ряд из 14-и мест был пустой. Сидят два человека – мужчина и женщина. Мужчина в смокинге, а женщина вся в золоте. Справа и слева от них пусто. Оказалось это реальный мафиози из Якудзы. Он выкупили все 14 мест. А им же нельзя даже улыбаться, но мужчина так смеялся внутри, что у него слеза катилась! А женщина просто каталась. Такое дорогого стоит!
- По поводу возрастной принадлежности юмора мы вроде бы выяснили. А национальная принадлежность у него есть?
- Национальный юмор, безусловно, есть. Сухой британский – это абсолютно другая вещь, они смеются над такими вещами, которые нам кажутся странными. Или на Востоке очень осторожно нужно быть с нашим среднеевропейским юмором. Итальянцы очень эмоциональные. «Послать» куда-нибудь для них нормально. Так что национальность на юмор влияет. Общенациональный юмор – он мягкий, детский. А когда работаешь со взрослыми нужно обеспечивать себя знанием культуры, обычаев, нравов. Иначе можно попасть!
- А скажите, зависит ли положение дел в стране от уровня чувства юмора у его правителей?
- Однозначно. Все знают, что у Путина чувство юмора есть. А вот на местном уровне в Череповце с этим не очень…
- Ну вот мы и перешли к политике, сейчас сатира начнется…
- Сортира! (заливисто смеется).
- Вы на фестивали ездите?
- Да. И довольно часто. Но не люблю фестивали в России. На Западе тебе оплачивают все – самолет, гостиницу, питание. Они показывают своей публике лучших – тех, кого они отобрали по всему миру. А вы знаете, как все делается в России? Рассылают по коллективам приглашения. Родители детей оплачивают полностью всё, плюс взносы. И организаторы на этом делают деньги. Самое страшное и хорошо, что этого дети этого не знают – подходят к руководителю кружка или клуба и предлагают купить премию. И дают дешевые грамоты, купленные в любом киоске. А проводят такие «фестивали» в заношенных клубах. Детям весело, но это бизнес – грязный и вонючий. Один лишь цирк Никулина хорошо все делает. Поэтому я принципиально не езжу на фестивали в России.
- Как в вашем виде творчества соблюдается грань между зарабатыванием денег и искусством?
- Лично у меня нет. Я отказываюсь от многих предложений. Я знаю, сколько стою и не опускаю прайс. И мне говорят: ты дорогой! Говорят местные руководители арт-агентств, как они себя называют, а я их кличу «500 рублей в час, первые 15 минут бесплатно». Я из Череповца скоро уезжаю. Очень много стало песевдоклоунов. Если ты нарисовал на правой щечке что-то, на левой солнышко и хи-хи-хи (пронзительно, визгливо и громко смеется) считается, что ты клоун. Шарики раздал, загадку прочитал и на этом всё. Все это не очень хорошо пахнет. Пятихатка и вперед? Я так не могу! И считаю, что это правильно. Вот Вячеслав Полунин…
- Бывший глава Шекснинского района или клоун?
- Клоун (смеется). Клоунизм очень тонкая метария. Для кого-то бизнес.
- Простите за глупость, а Никулин был хороший клоун?
- О, это вип-персона!
- По состоянию актерской души, да?
- Когда я учился в конце 80-х - начале 90-х годов, Юрий Владимирович приходил к нам. Собрания проводил. Это величайший человек! Это был единственны номенклатурный работник, который возглавлял учреждение культуры и не состоял в партии коммунистов.
- А кого-нибудь можно поставить рядом с ним?
- Да. Для меня суперклоун - это мистер Бин. Он хорош своим ситуацизмом. Он в 1986 год с цирком приезжал в Москву. Цирк стоял в Измайловском парке. И наши советские бабки его очень хорошо понимали! Потрясающий уровень юмора!

Досье

Андрей ШАРЫНИН, родился в 1967 году. Отслужил в рядах советской армии. Отучился в Москве. Работал во многих странах. Любимые - Италия и Япония. Женат.

Смотрите также: