Предок знаменитых котов царского Эрмитажа жил в Вологде?

Наш земляк посвятил пушистой знаменитости целую серию лубков «Сказ о коте Василии Вологодском в картинах живописно-стихотворных». Евгений Родионов рассказал АиФ, за что петербуржцы так любят котиков, и как лубок помогает народу приобщаться к культуре.

   
   

Легенды Питера

АиФ-Вологда, Олег Нечаев: - Евгений, расскажите, что это за история с вологодским котом - предком знаменитых кошек Эрмитажа?

Евгений Родионов: - В Санкт-Петербурге существует проект «Эрмиты - петербургская сказка», посвященный городской легенде об «эрмитах» - питерских домовых. Они приехали вместе с царем Петром Первым из Европы и поселились в новой столице. А эрмитажные коты - их товарищи, эрмиты ухаживают за ними, а бабушки-эрмитессы вяжут из кошачьей шерсти длинные волшебные шарфы. 

Многим известен тот факт, что коты Эрмитажа ведут свой род от предка, привезенного Петром Первым от голландцев. И главный эрмитолог Эдуард Матушкин выдвинул версию о том, что этим предком мог быть наш, вологодский кот Василий, живший у голландских купцов Гутманов, в доме которых останавливался император. Вот эту историю мне и предложили проиллюстрировать.

- Свой «Сказ о коте» вы рисовали в виде лубка - старинной русской картинки со стихотворной подписью. Почему именно так?

- Предварительно для иллюстрирования мы выбрали 24 сюжета, но когда я начал рисовать, то понял, что одного рисунка мало. Нужен был текст, а так как проект в первую очередь для детей, решил сделать подписи в стихах. Кроме того, в самом тексте я пользовался старой вологодской лексикой. Так мы объединили сказку, историю Петербурга и наши местные корни.

- А можно как-то научно подтвердить легенду о нашем Василии?

   
   

- Мне кажется, тут не надо уходить в какие-то дебри достоверности. Это же сказка-быль, где настолько сильно перемешаны реальная история, выдумка, народные поверья, что надо просто верить, и все. А вологжанам, которые докажут, что их домашний питомец - родственник легендарного Василия, наверно, можно будет требовать какую-то льготу на посещение Эрмитажа (смеется).

Фото: Из личного архива/ Евгений Родионов

Самое народное искусство

- Когда вы только решили рисовать лубок, хотелось все сделать по старинным канонам, или «как пойдет»?

- Лубок чем интересен - он создавался простым народом для простого же народа. Газет не было, телевизора не было. Картинку смотрели и читали на ярмарке, потом покупали, вешали рядом с красным углом. Это было приобщение народа к культуре и к новостям, даже к политической сатире. Лубок - он топорный, простой, понятный. И в то же время очень самобытный, как загадочная русская душа.

Конечно, историю лубочного искусства я изучал, но не могу сказать, что так уж сильно подстраивался под традицию. Делать что-то в заданных рамках - тяжело и неинтересно. Поэтому лубок получился, наверно, нетрадиционным.

- Раньше народ через лубок приобщался к культуре, а сейчас?

- А сейчас он не приобщается, а уходит. По крайней мере, телевизор делает все, чтобы воспитать бескультурного человека. Это беда. Я перестал практически смотреть телевизор или включать радио. И в Интернете постоянно отписываюсь от некоторых личностей... Как быть, что делать? Ну вот, мы приобщаем хотя бы детей к сказке.

Фото: Из личного архива/ Евгений Родионов

Коты и годы

- Такое чувство, что ваша история в картинках - не совсем полная, там, например, за Петром Первым сразу идет Екатерина Вторая, а между ними все-таки промежуток почти в 40 лет...

- Представлены те правители, которые проявили себя в истории эрмитажных котов. В нашей истории Екатерина повелела эрмитам завести книгу учета котов: возраст, пол, должность. Кому-то можно было лежать на красивом пуфике, это был придворный кот. А кто-то - дворовый, для хозяйства, мышей ловить. Сказка заканчивается современной историей - сначала блокадой Ленинграда, которую жителям города действительно помогли пережить коты, спасая город от крыс. И наконец, картинкой о директоре Эрмитажа Михаиле Пиотровском, учредившим специальный праздник в честь эрмитажных котов. Сейчас в Эрмитаже на самом деле живет около полусотни котов, за ними даже приставлены ухаживать специальные люди. А взять эрмитажного котенка домой - это престижно. В Петербурге отлажена целая система - пристраивать бездомных котов в добрые руки именно через этот проект.

- Надеюсь, никакие политические силы не стоят за этим проектом? И еще вопрос - увидим ли мы выставку в Вологде?

- К счастью, это абсолютно не государственное «предприятие». В Вологде проект будет, пока не хочу говорить, где и когда именно, но собираюсь дополнить сказку другими историями про эрмитов. Так что получится такое соединение культур двух городов. Тем более, у вологжан теперь есть местная кошачья знаменитость!

Досье

Евгений Родионов родился в 1980 г. в Арзамасе Нижегородской области, учился в Вологде, образование - высшее архитектурное. С 2008 года занимается живописью, выставлял свои работы в Вологде, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге.

Смотрите также: