Одна из них, Анастасия, полтора года прожила на Вологодчине. Корреспондент АиФ-Вологда Ольга Кузнецова задала несколько вопросов организатору и инициатору культурно-просветительской акции, кандидату филологических наук Елене Титовой (на фото).
Правда факта
- Мне хотелось бы, чтобы Анастасию и Марину Цветаевых при всей разности дарований считали, видели равновеликими, - говорит Елена Витальевна. - При всем различии их подходов к литературе, собственному творчеству, литературных вкусов. Творческое наследие Анастасии Цветаевой позволяет назвать ее крупной русской писательницей, мемуаристом, документалистом ХХ века. Она очень рано стала автором двух книг, ее приняли в Союз писателей еще в 1921 году по рекомендации Николая Бердяева. Среди поклонников ее таланта, друзей, были Павел Антокольский, Борис Пастернак, Максим Горький. Последний спас ее во время первого ареста. Огромное наследие пока известно больше специалистам, и оно еще ждет изучения и публикаций. Сейчас, например, идет речь об издании шеститомника ее произведений.
- Чем необычно ее творчество?
- Анастасия Ивановна - документалист, отстаивающий правду факта. Она даже считала, что художественный вымысел - это искажение истины. И лишь в немногих произведениях, например, лагерном романе, она несколько отходит от этого принципа.
- Говорят, жанр записи различных воспоминаний изобрела вовсе не Светлана Алексиевич. Такой прием использовала еще Анастасия Цветаева?
- Можно и так сказать. У нее в тридцатых годах был подготовлен, и она предлагала к печати «Народ о голоде» или «Голодная эпопея» - документальную книгу, состоящую из записи рассказов очевидцев. Но это был уже конец 20-х, рукопись завернули, потом она пропала в архивах НКВД. Среди утраченного, например, и «Сказ о московском звонаре», но он был восстановлен по памяти.
- Что еще оказалось утрачено?
- После арестов НКВД «SOS, или Созвездие Скорпиона», «Нюрнбергская хроника» - роман в двух частях, «Музей» - незаконченный роман о детище их отца - Музее изящных искусств им. Пушкина. Утрачено многое, что мы даже не знаем по заголовкам, пропала часть дневников, письма, в том числе письма Марине.
Но многое и сохранилось. Анастасия Цветаева написала первую свою книгу «Королевские размышления» еще 1915 году, потом вышла книга «Дым, дым, дым...». У нее есть «Старость и молодость» - повесть, основанная на дневниках 50-х годов. Стихи, написанные в разные периоды жизни, она все же издала - вышел «Мой единственный сборник». «Моя Сибирь» - очень значительное документальное произведение о жизни в ссылке. Моя любимая у нее книга - сборник очерков «Неисчерпаемое». Есть у нее сборник о чудесах и чудесном, на написание которого ее подвигли вера в Бога и вера в человека. Есть замечательные рассказы о животных...
Главу пустили на раскурку
- И лагерный роман «Amor»...
- В переводе это «любовь». Но она делала ударение на первый слог, подчеркивая высокое значение этого слова. За этот роман она награждена премией Дворянского собрания Юга Украины 1992 года. В квартиру в Соколе Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, привезла рукопись именно этой книги.
Сама Анастасия Ивановна поясняла: «Роман писался на Дальнем Востоке, в зоне, в часы отдыха, после десятичасового рабочего дня, на нестандартной бумаге, на маленьких листах, чернильным карандашом, так мелко, что прочесть его не смог бы никто, кроме автора, - и то по его близорукости». Книга написана в лагере, но не только о нем, сколько о любви. Чтобы текст не пропал за «колючкой», он передавался на волю через вольнонаёмных. Часть романа была написана на тонкой папиросной бумаге. И из-за тотального дефицита кто-то искурил целую главу. Когда Анастасия Ивановна увидела оставшееся, то назвала это «руинами романа».
- Самая известная ее книга - «Воспоминания»?
- Да, самая тиражная, на мой взгляд, лучшая книг мемуарная книга о России 10-20 - х годов прошлого столетия. Воспоминания посвящены сестре Марине. Надо помнить, что издание увидело свет в 1971 году, и было сильно цензурировано. Затем книга выходила дополненной, в том числе фотографиями. Одновременно происходило освобождение текста от цензуры. Последнее по времени издание уже вышло двухтомником и с грифом «Без купюр».
- И скажите, что было написано писательницей на Вологодской земле?
- Относительные спокойные, на свободе, но непростые 18 месяцев вряд ли были творческими - сразу после приезда у нее появилась первая внучка - Маргарита; а жена сына практически сразу вышла на работу. Было много хозяйственных хлопот, но были попытки установить утраченные контакты с людьми, были письма, многие из которых еще предстоит найти. Как раз этот период мы пристально изучаем. И открытия, уверена, нас еще ждут.
Смотрите также:
- Модно быть грамотным: как прошёл на Вологодчине Тотальный диктант →
- Судьба поэтов. Сохраним ли «вологодский след» сестер Цветаевых? →
- Правительство сообщило о пригородных перевозках в новом году →