aif.ru counter
157

Проверка на прочность: насколько безопасны вологодские лифты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 05 03/02/2016

Будет ли толк от проверки, и что на самом деле нужно сделать для того, чтобы безопасно ездить в наших лифтах, АиФ расспросил специалиста по лифтовому хозяйству с более чем 20-летним стажем Юрия Шишлина.

Пора менять

- Юрий Борисович, сколько у нас в Вологде лифтов, и можно ли их проверить в сжатые сроки?

- В многоквартирных домах города Вологды на сегодня примерно 1200 лифтов. Точной цифры, к сожалению, не знает никто: с недавнего времени учет этих опасных объектов был отменен. Проверка не ставит целью провести независимую оценку технического состояния всех лифтов. Это физически невозможно. Поэтому задачи иные: разобраться в причинах участившихся аварий на лифтах. Для этого нужно составить реестр лифтов и список организаций, их обслуживающих, проверить наличие договоров на техническое и диспетчерское обслуживание, страхование, на выполнение работ по ежегодному техническому освидетельствованию, на экспертизу лифтов, отработавших 25 лет и т. д.

- Если оценивать положение дел в Вологде: насколько изношены наши лифты, и насколько безопасно ими пользоваться?

- Состояние лифтового хозяйства в Вологде примерно такое же, как и по всей стране. Большой процент лифтов, до 30%, требует замены в срок до 2020 года, а в большинстве случаев уже сейчас необходимо проводить капитальные работы по замене наиболее изношенных узлов оборудования. Но с точки зрения безопасности проблема в другом – в качестве технического обслуживания, а на сегодняшний день по ряду управляющих компаний Вологды можно говорить просто о его отсутствии.

Кто виноват?

- Вы говорите, что нельзя снимать ответственность с УК, но ведь при каждом лифте, наверно, есть люди, которые непосредственно отвечают за его состояние...

- Смотрите: причина декабрьской трагедии в Москве - неисправна цепь безопасности, кабина пришла в движение с открытыми дверями. Причина январской аварии – не было своевременного технического осмотра. Причина трагедии в Санкт-Петербурге – отсутствие диспетчерской связи, невозможность обслуживающему персоналу оперативно прибыть на место ЧП. Вину с электромехаников, непосредственно отвечающих за техническую исправность и безопасность лифтов, конечно, снимать нельзя. Но на самом деле в большей степени вина лежит на руководителях лифтовых организаций, создавших такие условия работы, при которых исполнители физически не успевают обслуживать оборудование. А также на руководителях управляющих компаний.

- Вы считаете, что УК, грубо говоря, на лифтах экономят?

- Сейчас на рынке появилось много фирм, предлагающих услуги по техническому обслуживанию лифтов, начиная от профессиональных с многолетним опытом работы и заканчивая только-только созданными. УК, являясь коммерческой структурой, выбирают самый дешевый вариант обслуживания, не вдаваясь в технические подробности, или вынуждают профессионалов упрощать систему обслуживания. В результате лифты обслуживаются либо неквалифицированным персоналом, либо силами профессионалов, но не в полной мере.

В некоторые наши лифты и садиться-то страшно...
В некоторые наши лифты и садиться-то страшно... Фото: пресс-служба правительства Волгоградской области

- Насколько я понимаю, сам процесс замены лифта не из дешевых. Если будут, к примеру, выявлены какие-то неисправности, на кого лягут расходы - на жильцов?

- На сегодня замена одного лифта оценивается в 1,5 - 1,8 млн руб. В тех домах, где фонд капитального ремонта формируется методом «общего котла» у регионального оператора, можно рассчитывать на замену лифта, отработавшего 25 лет, за счет этого фонда. Дома, у которых формируется фонд капитального ремонта на своем спецсчете, должны рассчитывать только на себя. В этом случае необязательно копить сумму на единовременную замену лифта. Можно применить метод поэтапной, поузловой замены оборудования. Таким образом, лифт можно обновить полностью в течение нескольких лет.

Вернуть систему

- Получается, повальные проверки лифтов - все-таки не панацея, нужно что-то другое?

- Чтобы лучше разобраться в ситуации, посмотрим, как раньше была организована система обслуживания и надзора за работой лифтов. Во-первых, существовал единый документ, регламентирующий все вопросы устройства, эксплуатации, обслуживания и надзора за лифтами – «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). Ответственным представителем владельца лифта являлись муниципальные предприятия ЖКХ - все дома тогда находились в муниципальной собственности. На предприятиях ЖКХ, а позднее в департаменте ЖКХ назначалось лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.

При этом специализированные лифтовые организации должны были получать лицензию в Госгортехнадзоре. Чтобы получить лицензию, требовалось иметь достаточную техническую базу и обученный квалифицированный персонал в нужном количестве. Первичная аттестация электромехаников в учебном центре проводилась с обязательным участием инспектора Госгортехнадзора.

На сегодняшний день ничего от старой системы не осталось. Единые правила ПУБЭЛ отменены. Технический регламент «Безопасность лифтов» содержит лишь общие формулировки о необходимости обеспечения безопасности лифтов их владельцами. В штате УК отсутствует обученное аттестованное лицо, отвечающее за организацию эксплуатации лифтов. Лицензирование организаций по техническому обслуживанию лифтов также отменено, а сами лифты сняты с учета инспекции Ростехнадзора (бывший Госгортехнадзор - Прим.Ред.) Специалистов по лифтам в штате жилищной инспекции, как и в штате департамента ЖКХ, нет.

- И возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»

- Первое: нужно через законодательные инициативы вернуть инспекции Ростехнадзора все функции надзора, одновременно доработать документы, регламентирующие деятельность УК и специализированных лифтовых организаций. Второе: сформировать от имени собственников институт ответственного заказчика - например, это может быть комиссия в составе представителей совета дома, инспектора жилищной комиссии, представителя комитета по ведению лифтового хозяйства. Третье: ввести обязательное лицензирование лифтовых организаций, обязать УК, в качестве условия для получения лицензии, иметь в штате специалиста по эксплуатации лифтов. И четвертое: повысить уровень и качество обучения специалистов и ответственных лиц для лифтовой отрасли, а для их первичной аттестации в комиссию привлекать инспекторов Ростехнадзора.

Досье

Юрий Шишлин (род. 1959 г.) - специалист по лифтам с более чем 23-летним стажем (в данной сфере с 1992 года). Получил в ВПИ высшее техническое образование по специальности «Электропривод и автоматизация промышленного оборудования». Работал электромехаником по лифтам, инженером по ремонту и обслуживанию систем управления лифтами, 20 лет руководит одной из фирм Вологды по обслуживанию лифтового хозяйства.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах