Примерное время чтения: 7 минут
102

Реклама «под ключ»?

Зачем депутатам Госдумы вдруг понадобился единый оператор рекламы?

На этой неделе в Госдуме РФ рассматривали новый закон о создании единого оператора для цифровой наружной рекламы. В первом чтении 96 депутатов проголосовали против.

Оказалось, документ не прошел экспертную оценку. И многие депутаты считают, что принятие закона монополизирует рынок цифровых рекламных площадок.

Участники же рекламного рынка и вовсе создали обращение с требованием отменить рассмотрение одиозного закона.

«Кругом враги». Или как создать очередного монополиста

Основная идея законопроекта (автор - заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артём Кирьянов) в том, что стране якобы необходим единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений. Организация-монополист будет владеть и конструкциями для размещения рекламы, и контролировать объявления физических лиц в Интернете.

Если новый закон примут, электронные табло можно  будет устанавливать и использовать лишь при условии, что они проходят через информационную систему единого оператора. Социальную рекламу оператор будет предварительно проверять на соответствие законодательству.

То же самое касается и электронной рекламы на транспорте. Договор на ее размещение будет разрешено заключать только на площадке оператора. Если же тот захочет использовать под табло государственный подвижной состав, контракт с ним заключается без конкурса аж на 30 лет.

 Вы спросите, зачем и кому это нужно?

«Наиболее уязвимые сектора в информационной сфере - это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ни больше - ни меньше! Получается, создатели законопроекта еще и пугают тех, кто может быть против появления нового монополиста, угрозами информационных «диверсий» из недружественных стран.

При этом на рассмотрении не озвучили ни одного примера, как «вражеские элементы» могли бы использовать против  России рекламные табло в автобусах или на улицах города. Да и мы таких примеров, честно говоря, что-то не припомним.

Бизнес против

Многие участники рынка уже высказались против законопроекта, указывая на риски монополизации и повышения рисков серьезности последствий взлома единого оператора.

 Однако в одном из крупнейших игроков рекламного рынка -  ГК Russ Outdoor -рисков монополизации не усматривают. Эта же компания считается главным претендентом на то, чтобы стать этим самым единым оператором.

- На рынке наружной рекламы две компании, которые могут претендовать на статус такого оператора с учетом названных в законопроекте критериев, — ГК Russ Outdoor и Gallery, - рассказал руководитель All-billboards.ru Андрей Байдужий.

На вопрос издания «КоммерсантЪ» о том, будет ли ГК Russ Outdoor претендовать на статус единого оператора, в компании ответили: «Целесообразность участия будет рассмотрена после принятия законопроекта».

По данным, опубликованным нашими коллегами в МК, в Госдуме может работать депутат, аффилированный с компанией «Russ Outdoor».

Тем временем депутат Кирьянов признал, что законопроект регулирует рынки и наружной рекламы, и классифайдов, последние находятся под иностранной юрисдикцией. И привел в пример Авито. Однако и здесь он не пояснил, какое влияние эта компания может оказать на безопасность нашей страны. Даже при условии, что ее частью владеют голландцы. 

Есть вопросы

Коллеги Кирьянова по Госдуме уже указали, что законопроект способен вызвать монополизации. рынка.

«Более позорного обсуждения закона я давно не видел», - высказался первый зампред комитета по экономической политике Николай Арефьев.

К тому же сейчас выясняется, что законопроект не обсуждали на заседании профильного комитета, и что он не проходил экспертизу перед рассмотрением.

Депутаты говорят об угрозе для существования 90% игроков рынка наружной рекламы в случае, если закон все-таки примут.

При этом ни от каких кибератак оператора он не защитит. Наоборот, если того взломают, разом пострадает весь рынок.

В пресс-службе «Авито» считают, что такие непродуманные инициативы могут разрушить интернет-отрасль, а необходимость такого регулирования непонятна.

«Всех убью - один останусь»?

Представители отрасли наружной рекламы направили обращение председателю Совета Федераций Валентине Матвиенко, председателю Госдумы Вячеславу Володину, председателю правительства Михаилу Мишустину. Они просят не допустить принятия этого законопроекта в текущем виде.

Копии письма получили также руководитель ФАС РФ Максим Шаскольский, председатель комитета ГД по экономической политике Максим Топилин, и сенатору от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов.

Обращение подписали члены Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга, Ассоциации операторов Приморья, руководители и владельцы десятков компаний в сфере наружной рекламы, производители программного обеспечения и сопутствующих сервисов, владельцы медиафасадов и оборудования. Призыв не принимать закон в такой редакции поддержали компании со всей страны, такие как Gallery, медиагруппы «РИМ», «ДРИМ», «Восток-Медиа», «Дизайн-мастер», «СанлайтАутдор», «Норд Стар», «Сити Скрин», всего более 50 подписей.

Авторы письма уверены, что принятие законопроекта создаст система, при которой единый оператор «получит право разместить свои цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и установить монопольно высокую цену за размещение рекламы на них».

«Таким образом, будут ликвидированы 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, радикально сократятся рабочие места, снизятся возможности рекламодателей по размещению рекламы своей продукции».

Поможет ли законопроект в защите от хакерских атак? Сомнительно.

«Любая успешная кибератака сможет привести к единовременному размещению на всех экранах страны нежелательного контента, а устранение последствий кибератак будет осложняться географической и технологической спецификой. Единая сеть станет целью номер один для хакеров со всего мира», - считают эксперты.

При этом в настоящее время законодательство и так полностью контролирует размещение  рекламной  информации и регулирует все нарушения на рынке с помощью действующего Закона о рекламе.

«Создается опасный прецедент по возложению государственных функций по контролю за информацией на коммерческую организацию», которая является действующим участником рынка, уверены представители рекламного рынка. 

Авторы обращения отмечают, что принятие законопроекта повлечет сокращение поступлений в региональные бюджеты за пользование землей и ухудшит возможность региональной власти финансировать социально-значимые проекты.

Регионы также лишатся права самостоятельно планировать схемы размещения рекламных конструкций, поскольку коммерческая организация будет вмешиваться в полномочия органов власти по формированию облика городов.

«Очередная встряска правового регулирования в отрасли делает бизнес по развитию наружной рекламы инвестиционно непривлекательным и наносит непоправимый удар по сотням отечественных компаний», - заявили авторы открытого письма. В новых экономических реалий это серьезно ударит по рынку, который и без того страдает.

 «До сегодняшнего дня - при текущем законодательством регулировании - на рынке цифровой наружной рекламы не было ни одного случая вывода на цифровые рекламные конструкции контента, содержащего недостоверную информацию, угрожающую интересам национальной безопасности. Хотя именно этот риск авторы законопроекта приводят в качестве основного аргумента в пользу изменения системы регулирования отрасли, которое на самом деле, наоборот, эти риски создаст», - поясняют эксперты.

Авторы открытого письма отмечают, что законопроект затрагивает отрасль, не подпадающую под регулирование законодательства о рекламе.

Единый оператор будет контролировать размещение объявлений частных лиц в интернете, полностью перераспределяя данный рынок в пользу нового игрока и лишая таким образом существующих представителей данной индустрии своего бизнеса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах