Примерное время чтения: 6 минут
311

Назад, к природе! Тайны летнего праздника Купалы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 02/07/2015

В качестве эксперта по славянской старине АиФ пригласил в редакцию Виктора НОВИКОВА, вологодского художника, поддерживающего идеи родноверия - религии наших предков, существовавшей еще до прихода христианства.

Общее «дерево»

- Виктор, Купала с точки зрения русской, славянской старины — это какой-то особенный праздник и особенная дата?

- Сначала уточню правильную, на мой взгляд, дату: праздник имел сакральное значение, так как отмечался в летний солнцеворот 22 июня с самой короткой ночью в году, то есть в один из четырех самых важных дней всего года. Другие: зимний солнцеворот 22 декабря, рождение нового солнца, весеннее равноденствие 21 марта, когда солнце входит в новый годовой круг, и осеннее - 23 сентября. Все завязано на космос, можно сказать. Если вы внимательно почитаете историю разных народов, то увидите, что эти даты люди выделяли практически всегда, они имели особое значение.

- Вы продвигаете идею именно языческого Ивана Купалы, или это как-то согласуется с православной традицией? Какие вообще у вас отношения с христианством?

- Опять же уточню насчет названия: «Иван» - это как раз церковный вариант, в честь Иоанна Предтечи, память которого по старому стилю отмечается 23 июня (ныне 7 июля, по новому стилю — Прим.Ред.), а Купала - один из древнейших славянских и вообще индоевропейских богов. Если уж у нас пушки и ракеты святой водой поливают, в чем проблема со старинными обрядами? Что касается моего отношения к православию, то в свое время была мощная полемика в одном из областных изданий по поводу Деда Мороза, который, как известно, языческий персонаж. Я высказался так: родноверие, которое мы называем язычеством - это наши корни, православное христианство - ствол, а крона - непосредственное общение с Богом, как его ни называйте. Уберите у дерева хотя бы одну часть, и оно засохнет. Мы должны уважать собственное прошлое. В Риме до сих пор стоит языческий Колизей, никто его не трогает и не запрещает.

- Где отмечается Купала в нашей области? У вас есть какая-то традиция, некая территория, которая лучше всего подходит для праздника?

- У нас есть, так скажем, секретное место, оно находится как раз на стыке трех районов - Харовского, Сокольского и Усть-Кубинского. Там стоит большой раздвоенный камень, в который постоянно бьют молнии, местная аномалия такая. Большой сосновый бор, нетронутый еще с петровских времен, много редких, реликтовых растений. Смысл действия не в том, чтобы погулять на празднике, а в том, чтобы стать ближе к природе, как бы открыть для себя новую страницу в жизни.

Ищите знания!

- Насколько велик сейчас, в век информации и компьютеров, интерес к дохристианской истории России?

- Интерес к культуре предков достаточно большой, и мне даже кажется, он становится все сильнее по мере засилья современных технологий, телевидения, Интернета. Это своего рода избавление от зависимости. Ведь существуют даже рекомендации, сколько минут в день ребенку, например, можно просиживать в Интернете.

- Тем не менее, Интернет ценен как источник «первичной» информации о предмете, которая может заинтересовать читателя, разве не так?

- Не совсем согласен, там информация не очень точная. Точную информацию извлекать очень трудно, знания - это как добыча соли, очень трудоемкий на самом деле процесс. Мне, например, повезло однажды задешево купить издание «Махабхараты», древнеиндийского эпоса, начала 1980-х годов под редакцией профессора Смирнова. Это книга, которую переводил человек, действительно разбиравшийся в предмете. Или вот был в Вологде магазин «Букинист», сейчас уже закрылся. Когда в 96-м году умер наш известный историк, доктор наук Петр Андреевич Колесников, кто-то из родственников сдал его книги в «Букинист», и я скупил большую часть его библиотеки. Таких книг сегодня уже нигде не найти. Так что источники очень важны. Посмотрите, что пишет Виктор Кандыба (популярный в России гипнотизер и ясновидящий - Прим.Ред.) - за голову схватишься. А писатель Сергей Алексеев создал совершенно потрясающий роман «Сокровища Валькирии», и сразу видно, что человек грамотно пользовался правильными источниками. Книга - источник знаний, а Интернет - свалка мусора. Телевидение, Интернет - это своего рода болезнь. Признаюсь, был у меня в жизни период, когда «подсел» на сериалы, «Богатые тоже плачут» честно посмотрел от начала до конца, а потом поймал себя на мысли: что же я делаю, бросаю работу, все дела, чтобы окунуться в чужую жизнь? Зачем это все?

Проделки бизнеса?

- Одно из самых распространенных обвинений в адрес «родноверов» - национализм, разжигание межнациональной розни, можете, так сказать, заочно на него ответить?

- Тяга к «своему», родному у человека от природы, от которой мы, к сожалению, все больше удаляемся. Говорят, что нет у нас национализма, но национальности-то есть! Попробуйте сказать чеченцу, грузину, да хоть тому же американцу, что у него нет национальности! С другой стороны, я считаю, что причина современных войн и конфликтов вовсе не в этом. Карл Маркс еще в XIX веке написал недурную книжку «Капитал», где, в частности, прямо говорилось о том, что войны - проделки большого бизнеса.

- Вы, как художник, наверняка приняли близко к сердцу историю с «выселением» вологодской картинной галереи и передаче здания церковному ведомству?

- Это просто безумие. Но священники не понимают: если религия насаждается насильно, непременно появится новый Павка Корчагин, который насыплет попу махры в тесто. Без веры человек не может, но вера должна быть в душе. Я читал о преподобном Серафиме Саровском: он жил в гармонии с природой, получил за это дар исцеления, к нему потянулись люди. А когда священник ездит на дорогой иномарке, у него куча секретарей - это уже выходит за все рамки разумного. В такие моменты начинаешь понимать, что вера и религия - все-таки очень разные вещи.

Фото: АиФ          

Досье

Виктор НОВИКОВ (род. 1948) — вологодский график, живописец, уроженец деревни Нестеры Калужской области. Закончил Московский полиграфический институт (художественный факультет), в Вологде живет с 1982 года, с 1998 г. - член Союза художников России. Участник международных, всероссийских и региональных выставок. Известен как поклонник старинной русской культуры, что нередко отражается и в его работах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах