aif.ru counter
786

Память в фотографиях: как изменилась Вологда за 60 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 11/05/2016
личный архив

АиФ пообщался с автором о том, в какие времена «трава была зеленее», что он думает о нынешней власти и народе, и почему технический прогресс не отменит искусства фотографа.

Шарм эпохи

- Станислав Федорович, ваша новая выставка «Было... И думы» посвящена Вологде 1950-х годов. Может быть, попробуем сравнить, когда город выглядел лучше - тогда или сейчас? Хотя бы с художественной точки зрения.

- Сравнение не совсем корректное, потому что у каждой эпохи - свой собственный шарм. Помните, как в песне поется: «Есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь». Вы сфотографировали, зафиксировали этот миг, и может оказаться так, что именно он через 70 лет будет интересовать людей. Иногда я просто делал обычные документальные снимки, а время придало этим снимкам другую окраску, в том числе и историческую ценность. А сравнивать старую и новую Вологду - бессмыслица. Тогда город имел свое очарование, сейчас - свое, прогресс не стоит на месте. Единственное, что мы в те времена могли сравнивать: в фильмах нам показывали Москву, Ленинград - с каменными домами, площадями. На этом фоне наши деревяшки выглядели, прямо скажем, убогими. Выходили в центр, где были кусочки асфальта - у «Детского мира», на улице Марии Ульяновой. Сейчас порой кусаю локти, что мало фотографировал обычные кварталы.

Можно сравнить разве что с 90-ми годами - технический уровень что тогда, что сейчас примерно одинаков. В этом отношении город, при всех недостатках, неузнаваемо изменился к лучшему. Прекрасная набережная, центр города, Соборная горка. Жаль, что в отдаленных микрорайонах виды далеко не такие благополучные.

Все зависит от народа

- Опять же в тему: очень много разговоров сейчас про то, как уничтожаются деревянные кварталы города...

- Я, откровенно говоря, терпеть не могу нашу вологодскую власть, но давайте рассуждать объективно. Хотите, чтобы были старинные дома? Без проблем. Берите и живите, как есть - без санузла, без удобств. Но что-то охотников не очень много. Все остальное - чистая демагогия. Если здание не представляет музейной ценности, на его месте вполне можно поставить современный новодел. Он и выглядит красиво, сохраняет городской пейзаж, и удобен для жизни.

Трудно поверить, что еще относительно недавно так выглядел центр Вологды (на фото С. Кудринского - улица Пушкинская в 1956 году).
Трудно поверить, что еще относительно недавно так выглядел центр Вологды (на фото С. Кудринского - улица Пушкинская в 1956 году). Фото: личный архив

- Вот вы говорите, что недолюбливаете нашу власть. Интересно, почему?

- Я был в свое время первым секретарем горкома комсомола и знаю, что просто так деньги из бюджета украсть нельзя. Столько ограничений, что это невозможно в принципе. Чтобы что-то присвоить, на воровских схемах должны быть повязаны все, сверху донизу - от начальников до подчиненных. Что мы сейчас и видим. Но страшнее то, что народ живет по точно таким же принципам. Вот, показывают по телевизору слезливый сюжет: пенсионерку обобрали, обманули, что у внука неприятности с законом, она решила откупиться, отдала большие деньги. У меня вопрос: а чего ее жалеть? Она на уголовное преступление шла - давала взятку, и прекрасно это сознавала! Не получилось только потому, что попались мошенники.

В ногу с прогрессом?

- Давайте все-таки продолжим на «творческой» ноте. Каких-нибудь полвека назад профессия фотографа была, можно сказать, элитарной, сейчас же снимают все, кому не лень. Вас это не смущает?

- Нисколько. Дело ведь в чем: например, карандаш в руках держат миллиарды людей, кисточку - миллионы, а художников — единицы. Точно так же сегодня фоткают миллиарды людей, ну и пожалуйста, проблем-то нет. И в этих условиях фотографов все равно единицы! Фотограф - не тот человек, который нажал кнопку аппарата, а тот, кто увидел. Можно сделать «Сменой» черно-белую фотографию, и она будет волновать, а есть миллионы снимков, сделанных на айфон последней модели, и до них никому нет дела. У нас есть такое творческое объединение «ФотоЛира»: женщины, в основном пенсионерки, такие прекрасные фото делают, просто чудо! Что называется - проснулась жилка. 

- Тем не менее, даже хорошим фотографом в наше время стать куда легче, как раньше...

- Да, раньше творческих людей сдерживала техническая сторона вопроса. Математика, химия - все это было для них слишком сложно. А сейчас реализовывать свои способности стало проще, техника уже не является камнем преткновения, и это как раз очень хорошо! Но опять-таки фотографы с собственным чувством композиции, взглядом на вещи - штучный товар. Кроме того, есть два вида снимков: то, что я называю «экранка», и то, что можно повесить на стену. Различие между ними огромно. Вроде смотришь на экране компьютера - прекрасный снимок, а попробуй-ка его распечатать! Для этого нужна большая работа.

- И все-таки: у вас самого есть айфон или смартфон?

- Есть смартфон, и кстати, довольно «крутая» вещь, со всеми гаджетами к ней. Купил, чтобы не отставать от прогресса. Но потыкал пальчиком, и теперь беру только в те походы, куда фотоаппарат не возьмешь.

Досье

Станислав Кудринский родился 25 февраля 1940 года в Вологде в семье военного. В 1963 году окончил Ленинградский институт водного транспорта по специальности «инженер-судомеханик», на вологодском судоремонтном заводе дослужился с конструктора до главного инженера. Шесть лет был первым секретарем городского комитета комсомола. Затем трудился на ПЗ, на пенсию вышел с должности заместителя гендиректора по финансам и экономике. Фотографией увлекается с середины 1950-х годов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах