Примерное время чтения: 6 минут
146

Что идет на смену «административному ресурсу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2014

- Руслан, ваше выступление на недавней «Пече-Куче» (модное молодежное мероприятие, позаимствованное у японцев: люди проводят друг для друга короткие презентации, чтобы заинтересовать окружающих своими увлечениями и идеями – Прим.Ред.) носила весьма замысловатое название: «Уборка двора как способ поддержания жизнеспособности локального сообщества в городском пространстве в период становления постиндустриальной цивилизации и смены государственного уклада корпоратократией». Что вообще имелось в виду?

- Объясню в двух словах. Я за маленькими вещами привык видеть, так скажем, глобальные явления. И обычная уборка - на самом деле то, что объединяет людей в сообщество. В современном мире всё состоит из сообществ - это как раз та система, которую я назвал «корпоратократией». Скажем, в Вологде есть сообщества спортсменов, градозащитников, краеведов и так далее. А самое простое сообщество - соседи, объединенные общим интересом: чтобы во дворе у них было чисто. Вот о чем я пытался рассказать. На мой взгляд, в 21 веке именно такие «корпорации» играют ведущую роль в жизни людей. Государства со своими функциями постепенно отмирают.

- И общество становится в своем роде саморегулируемым?

- Да. Посмотрите, для чего нужно государство. Главная его функция - защита некого монопольного ресурса, вокруг которого объединились люди. Скажем, это земля, или какие-то полезные ресурсы. Но в 21 веке основным ресурсом становится совсем другое: мысли, идеи, новые технологии и знания. И люди, которые ими обладают. Получается, что государства уже не нужны. На первый план выходят сообщества личностей, объединенных общим интересом.

- От «людей с идеями», пожалуй, у нас иногда ждут даже слишком многого, чуть ли не решения всех проблем...

- Мне очень понравилось высказывание одной градозащитницы. Она сказала - не надо от меня ждать спасения мира. Да, я могу себя назвать активистом, но у меня есть свое поле деятельности. Спасать человечество и быть экспертом во всех вопросах — не мое, извините. У меня свой «кусочек» деятельности, этого достаточно.

- Ну а что движет этим самым «кусочком»? Личный интерес?

- Бывает и так. Например, в 2011 году мы активно раскручивали тему светоотражателей для пешеходов, в первую очередь для детей. Абсолютно некоммерческая была акция. А началось все с того, что в один вечер под колеса моей машины реально чуть не попал ребенок, которого было не видно на дороге. То есть, общественная деятельность стартовала с совершенно эгоистичного интереса: я знаю, что, раздавая светоотражатели, завтра, возможно, не попаду в аварию, не наеду ребенка, и моя совесть будет спокойна.

- Перейдем непосредственно к вашей сфере деятельности - вы занимаетесь дополнительным образованием в области «высоких технологий». Есть ли идеи, как улучшить систему допобразования в Вологде?

- Прежде всего, я бы сказал о главной проблеме нашего дополнительного образования. Сколько времени нужно ребенку, чтобы понять - «его» это увлечение или «не его»? Причем тут речь не обязательно о компьютерном программировании. Взять хотя бы кружок авиамоделирования: понравилось ребенку, как летают модельки, но он приходит и обнаруживает, что на самом-то деле тут надо работать руками, что-то собирать. А может, он не «технарь» по своей природе? Как правило, четырех-пяти занятий вполне достаточно, чтобы разобраться, нравится тебе кружок или нет. Но у нас ведь как? Если педагог набрал в начале года в секцию 15 детей, значит, в конце года у него должны быть те же 15 детей. Это абсолютно неправильный подход! И я сейчас работаю над проектом такого центра дополнительного образования, который давал бы ребенку возможность попробовать себя в самых разных сферах. Не понравилось на одном кружке - позанимался немного, сразу ушел в другой. И видите, как получается: чтобы обеспечить приток детей в компьютерную сферу, мне приходится улучшать систему для всех. Нужно много кружков и секций, чтобы всем находилось занятие по душе, а дети, пока ищут что-то свое, могли переходить от одного преподавателя к другому…

- Помню, когда мы учились в школе, такие вопросы решались пресловутым «административным ресурсом»: все марш на секцию, в хор, и дело с концом...

- Админресурс - не выход из ситуации. Его можно использовать однократно. Один раз применил - и все, в другой уже не прокатит, надо придумывать что-то поинтереснее.

- Вы готовите в Вологде «айтишников», но часто можно услышать, что специалисты такого профиля, как правило, из города уезжают, так стоит ли игра свеч?

- Здесь как в известном рассуждении - стакан или наполовину полон, или наполовину пуст. Допустим, мы подготовили 100 специалистов, 60 из них уехали. Да, но ведь сорок-то человек осталось! А если мы подготовим 200, то останется уже 80, и так далее. В любом случае останемся в выигрыше!

- Насколько далеко «продвинулась» Вологда в высоких технологиях за последние годы?

- Я еще застал время, когда одновременно 20 человек по всему городу в онлайне считалось мега-цифрой. И это было всего лишь 10 с небольшим лет назад! Так что прогресс заметен. Как я уже сказал, у меня есть глубокое ощущение, что люди и ценности в современном мире меняются очень быстро. И именно знания, идеи, технологии становятся сегодня основным капиталом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах