aif.ru counter
219

«Дядя Гиляй — гений места». Елена Волкова о жизни вологодских писателей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 12/08/2015

"Как чем? Творчеством, - пожимает плечами Елена Волкова. - Может, со стороны это и выглядит как ничегонеделание, но творческий человек даже когда садит цветы на даче, уже пишет свои «нетленки». Так в шутку называют писатели художественные произведения. И хочу сказать, нередко это замечательные произведения, нацеленные на то, чтобы прожить много лет, нетленки, действительно, выходят из под их пера".

Том первый

- Сейчас лето, и, наверное, дачи и отпуска для наших писателей все-таки важнее, чем творчество, даже в год литературы?

- Хотя живое общение остается основой творческого роста, обязательным условием существования литературной жизни, у студии «Лист» и у литообъединения «Ступени» пока небольшие каникулы. Но мы продолжаем общение в Интернете, и это тоже очень важно. Еще двадцать лет назад нельзя было представить такой роскоши. Кстати, именно по Интернету мне направили, даже не для обсуждения, а для ознакомления, обложку очередной книги из антологии « Том писателей». Напомню, этот проект придумала Ната Сучкова - титулованный поэт, выпускница Литературного института. Она готовит и издает книги 12 авторов, выступает как редактор, составитель тома, в большинстве книг используются для оформления ее фотографии. Стиль разработала Мария Суворова.Проект был задуман как электронный. Издание уже стало уникальным - достаточно поискать информацию в Интернете.Там уже есть и профессиональные рецензии, и восторженные отзывы простых читателей. Наш проект заметили и оценили на российском уровне. А значение для развития вологодской литературы сложно даже оценить. Напомню, книги в электронном виде появляются в интернет-магазинах, где их можно скачать за символическую цену. Уже вышли в свет прозаические книги Ольги Кузнецовой, Анастасии Астафьевой, Натальи Мелехиной, книга стихов Андрея Таюшева. И вот - вот появится ее одна поэтическая книга вологжанки Наталии Боевой. По секрету скажу, название «След улитки» доставило хлопот нашему арт-директору.

- А издать все это на «бумажном носителе» - появится когда-нибудь возможность?

- Не все книги пока имеют бумажное исполнение, тут, вы понимаете, одного энтузиазма мало – нужны финансы… Но мы верим, что такой проект невозможно не поддержать - хотя бы потому что подобного ему больше нет ни в одном регионе страны.

Планы на поэзию

- Пройдет ли в этом году традиционный фестиваль «Плюсовая поэзия»? Ведь это тоже деньги, а у нас очередной кризис… Может, лучше пока повременить с такими праздниками?

- Значение любого из наших фестивалей сложно переоценить. Участие в них - всегда импульс к творчеству, канал к известности, оно помогает молодым писателям влиться в литературную жизнь. Наш фестиваль «Плюсовая поэзия» проводится с 2007 года, состоялось уже десять фестивалей. Каждый раз мы сомневаемся, нужно ли проводить следующий. Но когда из обеих столиц в Вологду на фестиваль, приезжают поэты, писатели, драматурги, то, прямо стоя на перроне и встречая их, мы понимаем: конечно, оно того стоит! Сейчас мы придумали новый формат «Плюсовой». Это будет не просто три дня праздника - чтения стихов и литературных акций. Это будет еще и труд - возможность обсудить свое творчество и творчество своих коллег, услышать мнение специалистов. Обычно экспертов мы могли пригласить максимум двоих: просто денег нет. Если проект получит стипендию Министерства культуры, мы сможем пригласить большее количество людей,а значит, придет больше желающих их услышать.

Свою литературную резиденцию писатели посвятили Владимиру Гиляровскому. Фото: Commons.wikimedia.org

Судьба резиденции

- А как будет развиваться другой ваш проект – литературная резиденция «Дом дяди Гиляя»?

- У нас есть свое помещение - и это здорово. Теперь не нужно ходить, договариваться, арендовать что-то. Кстати, у вологодского писателя, поэта, журналиста Владимира Гиляровского этой осенью юбилей. К 160-летию писателя мы планируем провести встречи с читателями, со школьниками, и не только в областной столице. Хочется, чтобы в Доме дяди Гиляя появилась интерактивная выставка, рассказывающая о его необыкновенной, яркой судьбе, о его произведениях. Уже с сентября начнутся мероприятия, которые станут и событиями в культурной жизни области, и привлекут внимание к нашему знаменитому земляку. Готовится сайт специально для Дома дяди Гиляя.

- Ходят слухи, что дом достался вам не в самом лучшем виде, теперь нужно много сил вложить в его ремонт...

- Ну, некоторые трудности, конечно, есть. Но они знакомы каждому, кто ремонтировал свой дом, свою квартиру. Однако сразу хочу сказать, что стандартного евроремонта в домике не будет. Сейчас мы ждем вариант обустройства интерьера от наших друзей, одновременно подбираются экспонаты, вещи, связанные с литературой, имеющие свою историю.Гиляровский для нас – «гений места». Интерьер резиденции, по нашему замыслу, должен напоминать кабинет писателя: большой письменный стол, книги на полках и разные атрибуты «писательства». На сегодняшний день самый ценный экспонат нашей будущей интерактивной экспозиции – пепельница Гиляровского. Скорее всего, это легенда, хотя вполне возможно, что он ею действительно пользовался. Нам важно создать обстановку, которая рассказывала бы о писателе, о быте, о городе тех лет.

Так что «Дом дяди Гиляя» становится живым пространством, открытым для окружающих, для общения на литературные темы – семинаров, мастер-классов, обсуждений, презентаций новых книг, литературных вечеров. Кроме того, нашими друзьями будут художники, фотографы, скульпторы, дизайнеры, музыканты. При всем при этом хотим сохранить домашнюю атмосферу, без налета официоза.

Досье

Елена Волкова родилась в 1963 году в городе Тольятти. Работала журналистом, ведущей телепередачи «Родное слово», автор книги «Большие бабы», антологии вологодской поэзии «Утренние стихи». Возглавляет вологодское отделение Союза российских писателей, председатель организационного комитета фестиваля «Плюсовая поэзия».

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах