Обладателем дневника вологодского помещика Кирилла Берёзкина с описанием провинциальной Вологды конца XIX века жительница Санкт-Петербурга стала несколько лет назад. Как цепь случайностей привела к обнаружению уникального исторического документа и о чём когда-то писал вологодский гимназист, нашему корреспонденту рассказала его праправнучка Галина Шалагина.
Не тот ли это мальчик?
Татьяна Почтеннова: Если не ошибаюсь, дневник вашего прапрадеда попал к вам каким-то удивительным образом?
Галина Шалагина: Да, история действительно примечательная. В нашей семье хранились некоторые документы и фотографии прапрадеда. Особо много о нём наши бабушки, внучки Кирилла Антоновича, не рассказывали. Говорили, что он был вологодским помещиком. Сохранился его рисунок с родовым древом и с не очень разборчиво вписанными туда именами. Этими раритетами, а также рядом фотографий вологодских ателье 1880-х годов, плюс гербовой бумагой о дворянстве прабабушки Екатерины Кирилловны, ограничивались наши знания о семействе Берёзкиных.
Вот с желания разобраться в именах на генеалогическом древе, понять, кто и что из наших предков собой представляет, и начался поиск информации.
- Как вы вели эти поиски?
- Обращалась к близким и дальним родственникам, знакомилась с документами в Российском Государственном историческом архиве. Как-то обратилась к сотруднику архива. Сказала, что ищу материалы про вологодского помещика Берёзкина. Тот переспросил, не тот ли это Берёзкин, который книгу написал. С этой фразы всё и началось.
Архивист пообещал познакомить меня с владельцем рукописи, и спустя год я встретилась с известным историком, литератором Андреем Барановским. Дневник Кирилла Берёзкина он купил в 90-е годы в антикварном магазине Санкт-Петербурга. Узнав, что я праправнучка автора дневника, согласился его продать. Вот так в 2013 г. рукопись ко мне и попала.
- Какие первые мысли были, когда вы впервые увидели дневник своего предка?
- Была одновременно счастлива, что дневник попал ко мне, и испытала ужас, что я с ним буду делать. Почерк уж очень неразборчивый у Кирилла Антоновича. Но глаза боятся, а руки делают. Четыре месяца ушло на расшифровку записей. Поскольку в рукописи содержалось много интересной с точки зрения истории информации, решила издать книгу. Первый тираж был небольшой - всего 100 экземпляров. Когда книги получила, стала думать, что с ними делать. Вспомнила слова Барановского, что эти записи будут интересны в Вологде. Стала искать в интернете вологжан, кого бы книга заинтересовала. Так я познакомилась с Леонидом Васильевичем Стариковым, ныне уже ушедшим от нас. В итоге в Вологде состоялась презентация «Дневника».
Что Кирилл написал
- Что интересного в дневнике вашего прапрадеда? О чём он пишет? Что-то лично вас удивило?
Когда я в первый раз прочитала дневник, то, конечно, была поражена искренностью молодого человека, тем, насколько он откровенно всё описывает. Дневник дневником, но всегда можно думать, что он кому-то попадёт в руки.
Что удивило? Наверное, осведомлённость молодого человека в вопросах русской литературы, театральной и политической жизни. Хочу сказать, что образование было, конечно, на высшем уровне в вологодской гимназии.
В целом, интересно было узнать о Вологде, тем более, что раньше я этот город не знала
и до 2014 г. никогда здесь не бывала.
- Чем ценны дневники вашего прапрадеда лично для вас?
- Узнала много новой информации, в частности, историю своего рода с XVI века, когда Воину Берёзкину в награду за службу досталось имение Угол. Вот запись из дневника: «Воин Семёнов Берёзкин родился в 16 столетии. Воин имя собственное. В 1616 г. по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича дано белозерцу Воину Берёзкину поместье в Вологодском уезде в Верхнераменской волости в Аксентьевском станку в деревне Угол, Коряковская тож, за службу его в смутное время, что видно из жалованной грамоты 1616 г., за печатью на чёрном воску».
Кстати, деревня Угол, которой 400 лет, существует до сих пор, мне даже удалось там побывать. А ещё в описании употребляется много фамилий жителей Вологды того времени, благодаря чему многие узнали из книги о своих предках.
- Несколько слов об авторе дневников. Кто такой Кирилл Берёзкин, какую жизнь он прожил?
- Кирилл Антонович Берёзкин родился в 1830 г., после окончания в 1849 г. вологодской гимназии вступил в должность канцелярского служащего Вологодского Приказа общественного призрения. Двигаясь по служебной лестнице, дослужился до чина коллежского секретаря и мирового посредника. В 1853 г. женился на дочери вологодского помещика из старинного дворянского рода Марии Платоновне Вилинской. У них было семеро детей, жили в имении в Чашниково в Вологде. Умер Кирилл Берёзкин в 1908 году, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Люди хорошие, приветливые
- Как вологжане отнеслись к изданию дневника?
- С интересом. На первую презентацию книги, которая прошла в областной библиотеке в 2014 г., пришло много вологжан, были тёплые отзывы. В октябре этого года, после переиздания дневника, состоялась ещё одна встреча. После выступления ко мне подходили люди, интересовались. Хочу сказать, что вологжане очень хорошие люди, очень приветливые. У меня самые тёплые чувства к Вологде и её жителями. Я не знала раньше этого города, после того как с ним познакомилась, приезжаю сюда с огромным удовольствием.
Спасибо всем вологжанам, которые помогают мне в поисках, отдельная благодарность заведующей сектором редких книг областной научной библиотеке Наталии Николаевне Фарутиной. Спасибо вологодским архивистам, которые выложили в интернет большое количество документов, в частности, исповедальных ведомостей. Изучение родословной продолжается.
- Вы давно уже изучаете историю своего рода. На ваш взгляд, почему надо знать прошлое своей семьи, своих предков?
- Если есть возможность и желание, то надо, конечно, изучать, надо интересоваться историей своего рода, потому что эти знания придают определённую силу, обретаешь какие-то корни. В трудные моменты жизни я всегда чувствую, что мои предки мне помогают. В этих записках многие вологжане нашли фамилии своих предков.