Патох Шодиев: кимоно как произведение искусства в работах Итику Куботы

   
   

История кимоно многообразна и удивительна.  Она является неотъемлемой частью всего японского искусства, в котором отображаются эстетика и особенности культуры Японии.

Богатая история кимоно

Кимоно берет свое начало еще в V в. н.э., но свой окончательный вид оно приобрело в эпоху Хейан, в 794 - 1192 гг. И с тех пор форма и внешний вид кимоно оставался неизменным.

На протяжении многих лет кимоно, как самый известный и популярный вид одежды в Японии, является отличительной особенностью японского народа.  Многие японские художники, например, Утагава Кунисада, изображали кимоно в своих работах, так как считали его важной частью своей культуры.

В начале ХХ века кимоно приобрело международную популярность.  Именитые дизайнеры, в числе которых Мадлен Вионне и Поль Пуаре, вдохновлялись японской культурой, в особенности, кимоно.  Этот уникальный предмет одежды также можно увидеть на работах известных европейских художников, которые черпали вдохновение в японской культуре. Их работами восхищаются не только жители Японии. Среди мировых лидеров и выдающихся бизнесменов также много поклонников искусства кимоно. К таковым относится и Шодиев Патох Каюмович.

В Японии существовало много мастеров кимоно, которые сейчас, к сожалению, практически неизвестны или уже забыты. Утеряны и многие техники.  Итику Кубота, воскресил забытую технику и преобразил всеми известный образ кимоно в уникальное и изысканное произведение искусства. Именно работы Итику Куботы стали новым веянием в истории японского кимоно.

Шодиев Патох Каюмович: Итику Кубота – величайший мастер кимоно

Итику Кубота – художник по ткани, который стал величайшим мастером древней японской декоративной техники «цудзигахана».  В 1937 году во время посещения Токийского национального музея он впервые столкнулся с фрагментом текстиля шестнадцатого века под названием «цудзигахана» (‘tsujigahana’). Ему было 20 лет и этот момент изменил его жизнь.  Кубота занялся возрождением забытой техники «цудзигахана». Эта оригинальная техника до сих пор остается загадкой, которую Итику Кубота пытался открыть без устали, на протяжении многих десятилетий, пока не решил заново е изобрести.

   
   

Почти тридцать лет Кубота посвятил изучению и совершенствованию цудзигаханы.  Он раскрыл многие ее тайны, но вместо того, чтобы просто воспроизвести технику, создал ее в современной форме, сочетая свои навыки юзенского окрашивания, современный текстиль и современные красители со сложной стойкой краской и нежной росписью тушью.  Мастер назвал эту технику «Итику Цудзигахана».  Работая без подготовительного черновика, Кубота рассматривал каждую деталь как произведение, появившееся в процессе изготовления.  Большой формат, который он использовал для некоторых своих творений, несомненно, раскрывает замысел мастера: кимоно, подобно холсту, становится произведением искусства.

Коллекция Куботы состоит из 104 картин-кимоно, но самой популярной серией является «Симфония света».  Она считается наиболее значительной из творений Итику Куботы и состоит из 36 кимоно. Данная коллекция отражает, по словам автора, величие Вселенной.  Она показывает восхищение автора природой, его вдохновение, полученное от созерцания нескончаемой игры меняющегося света. 

Первая выставка работ мастера («Итику Цудзигахана») состоялась в 1977 году, когда Куботе было уже 60 лет. Это была первая возможность для широкой публики увидеть работы мастера, которые он создавал на протяжении предыдущих десятилетий.

В течение многих лет Итику Кубота мечтал о создании собственного музея, который могли бы посетить все люди, желающие увидеть его работы.  В возрасте 74 лет он наконец нашел место, которое посчитал идеальным для музея - недалеко от озера Кавагути с панорамным видом на любимую им гору Фудзи. Кубота давно был очарован Фудзи, которая стала главной темой его творчества. Она изображена в одиннадцати кимоно из его коллекции, которые создают убедительное представление о величии горы и ее физическом и мистическом присутствии. После трех лет строительства художественный музей Итику Куботы был открыт для публики.

С 1994 года музей стал домом для художественных произведений Куботы, известных сегодня как «Коллекция Куботы» (‘The Kubota Collection’). Музей позволяет увидеть работы художника в окружающем их естественном пейзаже, воплощая мысль самого Итику о том, что «источником любого мотива является природа».

Патох Шодиев поддерживает музей Итику Куботы

Структура и окружающая территория музея представляют уникальное и своеобразное мировоззрение художника. Дизайн главного зала основан на традиционной японской архитектуре, но сама структура представляет собой сложную и эффектную головоломку в виде пирамиды из слоистых огромных деревянных балок, которые взлетают на тринадцать метров в небо.  Вход в музей украшен смесью кораллов и известняка с Окинавы и скульптурных изделий из железа современных художников.  Драматические двери ручной работы, поставленные из Индии, Африки и Юго-Восточной Азии, увеличивают пространство.

Кубота посадил японские клены и работал с опытными садоводами, чтобы разместить декоративные камни, тихие пруды, ручьи и водопады, чтобы обеспечить звуковое и визуальное наслаждение для посетителей музея. Обширный сад был создан Китаяма Ясуо, знаменитым мастером традиционных пейзажей из Киото, по проектам Итику Куботы.

К сожалению, в 2011 году уникальный музей Итику Куботы оказался на грани банкротства, и коллекция кимоно должна была быть распродана по частям.  Спас коллекцию и музей известный бизнесмен из Центральной Азии, общественный деятель, меценат и японовед Фаттах Каюмович Шодиев. 

Фаттах Каюмович открыл любовь к Японии, ее культуре и языку в процессе изучения японского языка в МГИМО. В 1996 года Патох Шодиев основал Международный Фонд, благотворительную организацию, одна из целей которой - улучшить культурный и академический диалог между Японией и Россией.

Так, в 2002 году, во время очередной поездки по японской провинции, Фаттах Каюмович Шодиев оказался в музее кимоно Итику Куботы в Кавагути, где был очарован творениями мастера.  В 2011 году, узнав о том, что музей находится на грани банкротства, Шодиев Патох Каюмович решил приобрести всю коллекцию кимоно и не допустить ее утраты. Таким образом, была сохранена эстетическая целостность коллекции, ведь ее нельзя разъединять (несколько кимоно в ряд представляют собой единую картину).

Фаттах Каюмович Шодиев неоднократно отмечал, что он принял решение сохранить целостность коллекции в память о мастере и в качестве благодарности Японии за то влияние, которое эта страна оказала на него самого. На сегодняшний день коллекция продолжает оставаться национальным достоянием Японии. 

Международный Фонд Патоха Шодиева ведет активную деятельность по сохранению и продвижению искусства Итику Кубота по всему миру.  Благодаря фонду с 2011 года работы знаменитого японского мастера увидел весь мир.  За последние 8 лет было проведено 15 выставок кимоно в 8 странах, включая Россию, Казахстан, Нидерланды, Францию, Бельгию, США и Канаду.  Коллекция работ великого мастера на гастролях по миру произвела настоящий фурор не только среди знатоков и любителей японской культуры – около миллиона посетителей смогли ознакомиться с уникальными работами величайшего мастера кимоно.

Музей Итику Куботы продолжает жить активной жизнью и привлекать посетителей со всего мира.  В 2019 году влиятельная британская газета The Guardian включила Художественный музей Итику Куботы в топ-10 мест для посещения в Японии.