Агрессивному преследованию со стороны сверстников подвергается сегодня большое число школьников. Причем если раньше чаще всего смеялись над очкариками, худыми или полными, то сейчас поводы для травли могут оказаться совсем другие.
Что надо знать о современном буллинге, корреспонденту vologda.aif.ru рассказал психолог Игорь Заика.
Как это происходит
Татьяна Почтеннова: Игорь Юрьевич, насколько сегодня в вологодских школах распространено такое явление, как буллинг?
Игорь Заика: В вологодских школах, как и в любых других учебных заведениях, в буллинг, увы, не редкость. Насколько распространено это явление? Есть и официальная статистика, и статистика общественных организаций, в которой указывается достаточно большой процент детей, подвергающихся травле, во время обучения в школе. Исходя из этих цифр и реальной практической работы можно сказать, что в том или ином виде данное явление присутствует сегодня, пожалуй, во всех учебных заведениях независимо от их элитарности и престижности, а также региона расположения.
- В какой форме травля ребенка проявляется сегодня чаще всего?
- Наиболее распространенных сценариев три.
Первый самый очевидный, это когда ребенка обижают, обзывают, портят его вещи, оказывают на него воздействие, в том числе и физическое.
Второй сценарий - это изолирование объекта травли, его игнорирование коллективом. Ребенка несколько дистанцируют, его специально не зовут на какие-то мероприятия, на которых, кстати сказать, он и сам не всегда хочет присутствовать.
Третий сценарий - это кибербуллинг, то есть травля в социальных сетях, виртуальном пространстве. Этому виду травли сегодня можно присвоить пальму первенства, он все набирает и набирает обороты. А происходит это потому, чтов сети человек находится без привязки к пространству, времени, то есть агрессивно преследовать его можно круглосуточно. Например, делать какие-то смешные картинки с ребенком- жертвой буллинга и тиражировать их в различных чатах и пабликах.
Кто жертва?
- Можно сказать, что травля в школе вчера и сегодня - это две разные истории?
- Да, за последние годы это явление сильно изменилось. Раньше можно было выделить признаки, способные послужить причиной агрессивного преследования. И эти признаки можно было классифицировать, например, лишний вес или излишняя худоба, или очки, или что-то, связанное с запахами, или с неряшливым внешним видом. Сейчас это явление как в школе, так и вообще в коллективах в целом, приобрело такой характер, когда психологи не могут выделить какие-то конкретные группы риска, которые классифицируются как часто подвергаемые буллингу.
Цель травли - вывести жертву на эмоции, чтобы над ней посмеяться.
Жертвами травли могут быть и отличники, и двоечники, и люди с крутыми гаджетами и те, у кого их нет, и высокие, и низкие, в очках и без них. Кстати, участником этого явления может быть абсолютно любой человек, хоть в качестве жертвы, хоть в качестве наблюдателя, и даже иногда в качестве абьюзера (то есть того, кто осуществляет насилие). Зачастую дети из страха, чтобы не оказаться на месте жертвы, являются участниками именно абьюзивных действий.
- Какие последствия у этого явления? К чему может привести травля в школе?
- Говоря о последствиях, в первую очередь стоит вспомнить, что есть несколько сторон участников этого явления. Это жертва, то есть против кого травля ведется, это абьюзеры, агрессоры, то есть те, кто инициируют травлю, и, как правило, являются ее участниками. И есть еще одна сторона - это остальные члены коллектива, которые вроде как не вовлечены в процесс, но, как минимум, являются его зрителями.
Последствия буллинга для жертвы самые негативные, в числе наиболее распространенных - проблемы с самооценкой, ухудшение состояния здоровья - и физического, и психологического. Возможны депрессивные состояния, которые могут привести к самым трагическим последствиям. Возможно появление суицидальных мыслей и даже их реализация. Такие примеры тоже, к сожалению, бывают.
- А те, кто занимаются травлей?
- Если мы говорим об абьюзере, то здесь тоже последствия негативные, в основном психологического характера. А есть ведь еще и юридическая сторона вопроса. Некоторые действия могут расцениваться, как нарушение действующего законодательства. Соответственно, они могут повлечь за собой правовые последствия юридического характера.
Группа людей, которая на первый взгляд не участвует напрямую в этом явлении, а находится в роли наблюдателей, тоже получает негативные последствия. И у них могут начаться проблемы психологического характера. Видя, что творится несправедливость, они никаких действий зачастую не предпринимают из-за страха оказаться на месте жертвы. Все это влияет на их самооценку. В числе других негативных последствий для коллектива - снижение успеваемости, ухудшение психологического климата, ухудшение внутренней коммуникации.
Само не пройдет
- Что делать ребенку, которого обижают, травят сверстники, ребята постарше?
- Начну с того, что ему не надо делать. Не стоит делать вид, что это нормально, что эти действия его веселят. Не стоит ждать, что это явление пройдет само. Не стоит умолять о пощаде, не надо стараться выполнить требования абьюзеров. Не стоит проявлять в ответ агрессию особенно излишнюю.
Что стоит знать и понимать, так это то, что рядом есть люди, к которым всегда можно обратиться за помощью. Это прежде всего родители, затем значимые взрослые, которые находятся рядом с ребенком - учителя, тренеры. Стоит овладеть навыками саморегуляции, чтобы вести себя с абьюзером правильно. То есть не выходить на эмоции, а реагировать на попытки буллинга или даже на само явление буллинга таким образом, чтобы его не усугублять, а снижать. Снижать за счет спокойного уверенного поведения, за счет понимания того, что буллинг не имеет за собой прямых предпосылок и зачастую носит характер непредсказуемости, стихийности. Цель буллинга, по большому счету, это вывод на эмоции, то есть смешное, с точки зрения преследователей, поведение жертвы.
- Как остановить травлю ребенка в школе? О чем должны помнить учителя, родители, сами школьники?
- Вопрос сложный и многоплановый. Естественно, здесь не обойтись только нормативными документами. Необходим комплекс мер, в котором были бы задействованы и родительское сообщество, и учебные заведения, и, конечно, сами дети. Что касается конкретных мер, то эторазличные просветительские мероприятия, которые бы раскрывали представление об данном явлении. Кстати, такие мероприятия крайне полезны, потому что зачастую дети в рассказах о подобных явлениях узнают собственный коллектив, собственную реальность.
Кроме просвещения, важны и реальные действия - тренинги, игровые занятия, направленные на сплочение коллектива. Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы можно было выделить и подчеркнуть роль каждого участника, чтобы можно было проявить не только скорость силу, ловкость, смекалку, но и умение сложно мыслить или мыслить творчески. Это необходимо, чтобы подчеркнуть важность и значимость выполнения общего дела каждым из участников.
- О чем должны помнить учителя?
- В том числе и о том, что сегодняшняя философия образования, воспитания нацелена на успех, на достижение неких целей. А буллинг - это фактор, который весьма и весьма серьезно снижает вероятность достижения этой цели.